МАИС, 2010

Feb 25, 2013 17:19

МАИС - это модель коммуникации. Название составлено из первых букв элементов модели:
Медиа, Аудитория, Идея и Сообщение.

Удобнее всего изображать модель в виде трёх взаимно пересекающихся окружностей,
каждая из которых соответствует первым трём элементам модели (Медиа, Аудитории, Идее),
а поле пересечения всех трёх - последнему, Сообщению.

Презентация модели на SlideShare:
http://www.slideshare.net/blogberry/soc-comms-mais-communication-model-ag-2010

Модель может использоваться как для анализа, изучения феноменов коммуникации,
так и в прикладной, проектной деятельности в сфере коммуникации (маркетинг, политика, экономика и т.д.).

Первые наброски модели делались ещё в конце 2000-х,
окончательный вариант сформировался в 2010 г. и с тех пор не менялся.


Модель принципиально отличается от остальных известных моделей коммуникации
(Shannon & Weaver, 1963; Lasswell, 1948; Osgood & Schramm, 1954; Якобсон, 1960; Dance, 1967 и др.),
во-первых, тем, что не делит участников коммуникации (Аудиторию) на Источник (Отправитель)
и Адресат (Получатель), во-вторых, тем, что в ней ничего никуда не движется - ни линейно, ни по кругу.

Данные особенности сближают её с моделями Brouwer, 1967 и Carey, 1975.

Но в наиболее тесном родстве она состоит с моделью познания Платона, который писал о Мире Идей
(соответствующем, в общих чертах, в модели МАИС элементу "Идея"), изначально содержащем
представления обо всём на свете; из Мира Идей с помощью воспоминаний Люди (ср. "Аудитория")
черпают образы, которые воплощают в Вещах (ср. "Медиа") и во всём, что делают.

Отличие же состоит в том, что платоновский Мир Идей - неисчерпаемый и всеобъемлющий -
существовал всегда, и люди могут лишь вспоминать о нём, в то время как в модели МАИС
Идея формируется Аудиторией, хотя и является источником, первоосновой Сообщения.
Аудитория влияет и изменяет Идею так же, как Идея влияет на Аудиторию и Сообщение.

Вообще взаимовлияние всех элементов модели - одна из главных её особенностей.

МАИС не исключает предыдущие линейные модели коммуникации,
а, скорее, включает их в себя как частные случаи.
Таким образом, правильнее её было бы назвать метамоделью - концептуальным подходом
к изучению коммуникации как универсального феномена, в целом

(С) Гуменский А.В., 2010

теория, профессия, коммуникация

Previous post Next post
Up