На днях узнал, что приятель создал сетевой проект "
FLnews.ru - фриланс и удалённая работа", посвящённый, как следует из названия, различным вопросам профессиональной деятельности в рамках не-офисной культуры. В очередной раз подумал о том, что идеи витают в воздухе...
Помню, как ещё в студенческие годы один мой сокурсник, занимавшийся тогда телепроектами, утверждал, что, согласно эмпирическому закону, одна и та же хорошая идея посещает в одну и ту же минуту только на территории города Москвы 5 разных человек...
Что тут скажешь - обидно! Обидно за хорошие идеи - почему-то плохие обычно приходят в голову сразу гораздо большему количеству людей...
С фрилансом тоже не всё просто. Идея, вроде бы, хорошая. И сегодня найдётся уже немало людей, считающих фрилансерство не безработицей, а самостоятельной формой организации рабочего процесса и личного времени. Однако проблем хватает. И, в первую очередь, они вызваны отсутствием соответствующей бизнес-культуры.
Что с этим делать? Каждый пробует ответить на этот вопросу по-своему. И судя по всему, мы с моим приятелем подошли к этой проблеме также с разных концов - но в одно и то же время: в феврале нынешнего года, как раз когда он задумывал свой
FLnews.ru, в уважаемом украинском издании
& Strategy была опубликована моя статья с говорящим названием
"Вольные стрелки бизнеса".
Материал для неё вызрел довольно быстро, а последней каплей стали вдруг вспомнившиеся из детства строки:
"Если рыщут за твоею непокорной головой,
чтоб петлёй худую шею сделать более худой,
нет надёжнее приюта - скройся в лес, не пропадёшь,
если продан ты кому-то с потрохами ни за грош..."
Ну как тут не написать, верно?
Он же как будто про нас пел! =) Статья довольно большая, всю её приводить здесь нет смысла, но вы же публика подготовленная - вам только намекнуть, а дальше вы и сами всё поймёте. Итак...
''
Знают все оленьи тропы,
Словно линии руки,
В прошлом слуги и холопы,
Ныне - вольные стрелки...
В. Высоцкий, «Баллада о вольных стрелках»
ЖИТЬ, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ,
или работать, чтобы жить? Признаюсь, никогда не знал, как правильно отвечать на этот вопрос. Всегда казалось, что при перестановке сла¬гаемых сумма этого экзистенциального уравнения неизменно оставалась отрицательной.
Обращение к опыту предыдущих поколений все только усугубляло.
Судите сами. С началом нового вре¬мени, когда к базовой мотивации физического труда -
«свести концы с концами» - прибавилась новая, буржуазная - «выбиться в люди», - человечество принялось работать так неистово, как никогда прежде. Девизом этого самого активного периода истории должны стать слова Коня Боксера из повести Оруэлла «Скотный двор»: «Я буду работать еще больше», - только и твердил этот трудолюбивый герой до тех пор, пока не перетрудился...
Наконец, в 90-е годы прошлого столетия появилась формула Work/Life Balance, которая ничего не объясняла, но тем не менее прочно заняла свое место в лек¬сиконе порядком подуставших яппи где-то между Casual Friday и Corporate Policies.
Однако новое поколение профессионалов, начавшее действовать в конце 1990-х и в 2000-е, выбрало свой, альтернативный, вариант - задачку эту не решать вовсе. Не желая разрывать жизнь на «работу» и «свободное время», они отказываются приносить в жертву работода¬телю свои наиболее активные годы в ожидании неопределенных благ в будущем и редких недель свободы от трудовой повинности в настоящем. Таким образом, их взгляды на то, что и как нужно делать в жизни, совсем не похожи на те карьерные планы, которые за них выстроили их родители. И этому есть ряд объяснений:
1. Стремление к разнообразию
...Сегодня престижно быть не только хорошим работником, но и как минимум благополучным в личной жизни, а также успешным в общении в более широких кругах - различных профессиональных сообществах, клубах по интересам. Модно иметь оригинальное хобби, заниматься спортом, ездить за границу - модно уметь делать что-то хорошо, помимо основной работы. И все это требует иного, более активного и избирательного, подхода к жизни, ведь современный мир предлагает...
2. Огромный выбор
Почти бесконечное число ответов на любой вопрос - учеба, профессия, семья, досуг и т. д. На последовательный перебор всех альтернатив не хватит и жизни! Вместе с тем ответственность за совершенный выбор постоянно растет. Мы не знаем, как именно наше решение повлияет на нашу жизнь, но подозреваем, что последствия могут быть очень серьезными.
И потому колеблемся еще больше. Гиперальтернативный выбор в сочетании с явно возросшей ответственностью неизбежно порождают...
3. Неуверенность
Даже стабильная и постоянная работа в крупной компании или госучреждении на следующий же день может оказаться совсем не стабильной и вовсе не постоянной. Все меняется очень быстро. Цели и стратегии, годовые бюджеты, запланированные объемы про¬изводства и сбыта, роста прибыли или экономии издержек - все может быть пересмотрено, скорректировано, сокращено или, напротив, увеличено в любой момент.
Но что рассуждать о глобальных политических и экономических переменах, [...] когда даже такая «локальная» и мирная вещь, как мобильный телефон, всего за несколько лет изменила нашу жизнь и нас самих до неузнаваемости. Ведь теперь все встречи и свидания отменяются так же легко и быстро, как и назначаются!
[...] А что стало с нашим чувством долга? Сегодня мы можем все что угодно пропустить, перенести, куда угодно опоздать или вовсе не явиться, умудрившись соблюсти при этом все правила приличия! Достаточно лишь вовремя позвонить и сказать, что застрял в пробке или срочно вылетел в Йоханнесбург... Все это придает современному миру еще одно неоднозначное качество -
4. Гибкость
Жизнь становится динамичнее, подвижнее, эластичнее. Все двигается и растягивается в реальном времени - сроки, обещания, планы. И при этом ничего не рушится, «все оста¬ется в силе». А вслед за этим и мы сами становимся гибче, восприимчивее к переменам - «долгоиграющим» и тем, что на пять минут...
Чувствуя это, большой бизнес пуще прежнего озабочен состоянием своего наименее стабильного ресурса - людского.
Понимая, что означенный «ресурс» в любой момент может подвести, уйти к конкуренту, в декрет или монастырь, пустив по ветру инвестиции в него в виде премий, пенсионных отчислений и обучения, бизнес всеми силами стремится минимизировать связанные с ним риски.
Для этого придуманы соответствующие способы.
Например, модный и технологичный - планомерно избавляться от самого участия человека, вытеснять его из всех этапов производственного процесса, заменяя, где только можно, машиной, алгоритмом или правилом. Такому учат на курсах МВА.
Есть и другой вариант - дешевле и провереннее:
использовать с выгодой для себя такое естественное явление, как текучка. Существуют целые отрасли, где текучка является не столько зловредным побочным эффектом, сколько средством минимизации издержек - в первую очередь это КаБаРе (так "по-украински" называется сегмент ХоРеКа =) прим.автора) и торговля. Так, «МакДональд’c» немало экономит на пенсионном обеспечении своих сотрудников по той очевидной причине, что большая их часть - сезонные рабочие, надолго на месте не задерживающиеся...
Сталкиваясь с подобной политикой непосредственно, молодое поколение переоценивает «заветы предков» и рано или поздно (а в 80% случаев - в первые дни после отпуска) задумывается о том, чтобы сменить корпоративные стандарты» на что-то (на)стоящее, справедливо полагая, что жизнь не ограничивается выполнением плана продаж. Словом, происходит...
5. Переоценка ценностей
Причём в отношении не только карьеры, но и ее закономерных плодов (речь, конечно, не о язве и неврозах, а о материальных благах).
Потребительские корзины молодых обеспеченных людей сегодня и двадцать лет тому назад выглядят по-разному. Роскошь и избыточность в наши дни все чаще кажутся неуместными и свидетельствуют либо о принадлежности к шоу-бизнесу, либо об отсутствии вкуса.
Большинство отдает предпочтение удобству и простоте, а также гораздо активнее, чем прежде, тратится на услуги.
Отчасти это объясняется глобальными тенденциями перераспределения предельной полезности между ресурсами и благами. С одной стороны, вырос общий уровень качества жизни. С такими составляю¬щими современного комфорта, как телекоммуника¬ции, автомобили, продукты питания, одежда, медицина, путешествия, на наших глазах происходит то же, что в ХХ веке - с ванными комнатами и горячей водой из крана, еще два столетия назад невиданной роскошью, которую, скажем, во всем Париже мог позволить себе только один человек, да и тот - император.
С другой стороны, резко подорожали те, в первую очередь нематериальные ценности, на кото¬рые раньше внимания вообще не обращали, - время, экология, отношения человека с окружающими и самим собой, независимость.
А ценность независимости личности от внешних обстоятельств к тому же подкрепляется в общественном мнении образами идеальных героев и героинь, тиражируемыми СМИ и киноиндустрией:
НЕСМОТРЯ НА ТО что искусство всегда больше интересовалось
бунтарями и одиночками, вплоть до конца прошлого столетия
на экранах и в литературе мы видели множество «людей системы»,
защищавших интересы своих профессиональных, политических и иных сообществ.
Сегодня фильмов о физиках"ядерщиках больше не снимают,
и книжек о безымянных тружениках производства тоже не пишут.
Современные герои уже не отстаивают интересы своих корпораций.
Вместо этого они борются за ценности, имеющие значение для конкретного индивидуума,
то есть для каждого из нас.
И если теперь в фильме появляется акула корпоративного бизнеса,
то лишь для того, чтобы сесть в лужу в конце
или выброситься из окна в самом начале.
Если же присутствует система (фирма, государство, матрица наконец),
то исключительно в роли трансцендентного, непознаваемого зла.
Законы существуют для того, чтобы их нарушать,
приказы - чтобы не подчиняться...
А самое главное то, что в результате всех этих «неправильных» действий
герой обязательно получает награду - и если не по сценарию,
то уж точно в нашей, зрительской, оценке.
Безусловно, вечными персонажами остаются спецагенты и шпионы всех мастей,
но очевидно, что их принадлежность своей системе - лишь формальность:
их личное совершенство и пренебрежение всеми мыслимыми правилами
служат упреком и одновременно единственным оправданием
существования их работодателей.
Подобная пропаганда немало способствует повышению привлекательности стиля жизни сво¬бодного художника.
И если раньше таковой был исключительной привилегией в буквальном смысле живописцев и других представителей богемы, то сегодня сегодня упоительным духом свободы соблазняются все более широкие категории профессионалов.
Характерно, что принципиальное отличие модели их бизнеса от всех остальных в том, что целью их деятельности является не прибыль, вернее, не столько прибыль, сколько деятельность как таковая - их любимое занятие, хобби, которым они научились зарабатывать деньги.
[...] Т.о. впервые в истории хозяйственно-экономической активности человечества результат играет второстепенную роль по отношению к процессу!
Однако готова ли экономика к массовому появлению хозяйствующих субъектов нового типа, которые «субъектами» совершенно не выглядят, да и выглядеть не хотят?
Орденам «За заслуги перед...» на груди они предпочитают загар, а свои дела устраивают не в «костюмированных» офисах, а в перерывах между набегающими волнами, одной рукой сжимая телефон и доску для серфинга - другой.
Ведь корпоративный бизнес по своей природе личности предпочитает команду.
И чем больше команда, тем охотнее с ней хотят дружить. Предприятия сферы услуг радостно предлагают абонентское обслуживание, поставщики и подрядчики легко предоставляют скидки, а кредиторы идут на отсрочки. Бизнес с упорством «хорошиста» следует безотказному правилу Парето «80/20», кото¬рое объясняет почти все на свете - в том числе и то, что восемьдесят процентов прибыли при двадцатипроцентных ресурсных затратах приносят именно крупные клиенты.
Любой большой бизнес (словно металлургический комбинат посреди сибирских снегов) выполняет своего рода «градообразующие» функции, притягивая и развивая вокруг себя обслуживающие его отрасли.
Тем не менее новые социально¬экономические тенденции нацелены на подрыв этого складывавшегося веками status quo.
Судя по всему, крупным брендам придется поделиться своим куском пирога с этими «пижонами-одиночками» как минимум в двух областях:
а) консалтинг, обучение (тренинги, коучинг), посреднические и любые другие квалифицированные услуги, требующие индивидуального подхода (например private banking);
b) старая добрая ручная работа - выросшая, однако, от уровня «народных промыслов» до «luxury».
Здесь же - дизайн, архитектура и любое творчество вообще, востребованное бизнесом (когда, например, производитель одежды для массового рынка заказывает разработку новой коллекции независимому кутюрье).
Правда, по законам жанра мы не можем не сказать и о ложках дегтя в нашей бочке меда. Самых больших таких ложек 5:
1. Аренда персонала (нет пока такой услуги на HR-рынке)
2. Деловая нежвижимость (дорого =))
3. Кредитование (вернее, его недоступность для индивидуального предпринимателя)
4. Скептическое отношение к "вольным художникам" со стороны компаний-потенциальных клиентов ("частник" - это несерьезно)
5. и last but not least, стереотипы со стороны субподрядчиков (прыщавой подростковой мечтой любого бизнеса являются «толстые клиенты», а с мелкими - "работать не выгодно". Очевидно,
история о Grameen Bank немногих научила уму-разуму - одни её не заметили, а другие просто не поняли =))
Словом, трудностей на пути вольных стрелков пока ещё много.
Однако тренд очень сильный, и пройдёт ещё совсем немного времени, как скептики будут посрамлены и прилюдно потыканы носом в своё высокомерие и недальновидность (в чём никто из нас не сомневается, верно? =)).
А вот те компании, которые вовремя поймают этот свежий восходящий поток - в расчете на небольших заказчиков вовремя начнут предлагать соответствующие рекрутинговые, риелтерские, финансовые услуги ("малыми партиями, от 1-й шт" =)) или, например, откажутся от дорогостоящего сотрудничества с сетевыми консалтинговыми компаниями в пользу частных консультантов, - вот те и окажутся в выигрыше.
В книгах о бизнесе 1990-х годов много писалось о владении собственной компанией как о конечной цели эволюции наемного работника в его взаимоотношениях со «средствами производства». Но сегодня справедливость этой теории - совсем по Карлу Марксу, не находите? - уже не так бесспорна, потому что теперь все больше молодых профессионалов выбирают путь независимых специалистов. Они видят себя в перспективе в большей степени «мудрецами на холме», бизнес-гуру, нежели «владельцами заводов, газет, пароходов».
Наладив минимальную инфраструктуру своего дела, они не хотят обрастать лишним скарбом в виде административных обязанностей и ответственности за несчастные случаи на производстве. Отказавшись от одной корпоративной клетки, они не желают строить другую, загоняя в нее вместе со своими сотрудниками заодно и себя - пусть даже и в качестве «главного кенара».
Им нравится заниматься любимым делом и ни от кого не зависеть. А их капризам немало потакают современные технологии, позволяющие вести бизнес на расстоянии, новые, эффективные и недорогие каналы продвижения и прочие радости информационного века...
Мир меняется, и преуспеет в нем тот, кто будет за ним поспевать.
Очевидно, что бизнесу придется приспосабливаться к новым правилам игры, темп в которой будут задавать самые подвижные и яркие. Сегодня многие компании уже понимают, что на пути к построению идеально управляемой и однородной структуры, избавляясь от «внутренних элементов хаоса», они рискуют потерять гибкость, способность к принятию нестандартных творческих решений. В стремлении же все зарегламентировать» и подчинить все процессы развития «голове» они могут и вовсе утратить «чувствительность в конечностях», столь необходимую в быстро меняющихся условиях.
К тому же традиционному бизнесу придется шевелиться тем активнее, чем больше его собственных - и самых талантливых! - птенцов в поисках самостоятельности будут покидать свои тесные корпоративные гнездышки.
В конечном итоге неизбежные изменения и в корпоративной культуре транснациональных гигантов - отказ от жесткой иерархичности, предоставление сотрудникам более гибких условий, большей самостоятельности и свободы самовыражения - пойдут всем только на пользу. И самому бизнесу, и вольным стрелкам, и обычным потребителям.
''