"Слушать, и не слышать". Конституционный суд подтвердил правоту критиков реформы МСУ Меркушкина

Feb 29, 2016 17:07

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин внес в Самарскую Губернскую думу законопроект "О внесении изменений в Закон Самарской области "О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области", корректирующий принятый по его инициативе в 2015 году закон, отменивший прямые выборы глав поселений и дававший полномочия депутатов районных советов неизбранным населением сити-менеджерам-главам поселений. Теперь данные позиции корректируются в обратную сторону: выборы прямые возвращаются (на сельском уровне), депутатский статус у сити-менеджеров отбирается. Произошло это из-за соответствующего решения Конституционного суда от 01.12.2015 № 30-П по запросу депутатов Иркутской области. Отмечу, что ровно это, что меркушкинские идеи местного самоуправления неконституционны, говорили уже ему оппозиционные депутаты Самарской Губернской Думы при принятии закона в 2015 г. Но особенность "отрицательного отбора"работы парламента, где у "Единой России" большинство, заключатся в том, чтобы "не слушать, и не слышать". Вашему вниманию представляется стенограмма того самого заседания, где неконституционный закон принмался. Вот как это было.



С Т Е Н О Г Р А М М А
пятьдесят пятого заседания
Самарской Губернской Думы пятого созыва

г.о. Самара 24 марта 2015 года

Заседание открывает и председательствует на нем председатель Самарской Губернской Думы В.Ф. Сазонов
…..

Председательствующий.
Уважаемые коллеги, рассматривается проект закона Самарской области № 2059-15 «О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области». Слово для выступления предоставляется Моргунову Владимиру Игоревичу. Пожалуйста, Владимир Игоревич.
Моргунов В.И. - Уважаемый Виктор Федорович, уважаемые депутаты Губернской Думы. Только сейчас вы приняли закон по Самаре, с теми же параметрами закон предлагается принять по другим территориям: городским округам, за исключением городов с внутригородским делением, и муниципальным районам. Если есть необходимость доложить подробно, могу доложить. Но схема такова же, как по предыдущему вопросу.
Председательствующий.
Коллеги, пожалуйста, какие будут вопросы?
Дуцев В.И. - Виктор Федорович, давайте голосовать. Вчера мы на комитете все это 2,5 часа…
Председательствующий.
Хорошо. Тогда, пожалуйста, Вячеслав Михайлович Малеев, мнение комитета.
Малеев В.М. - Уважаемые коллеги, доработан законопроект, и поправки к нему рассмотрены вчера на расширенном заседании комитета по местному самоуправлению. Комитет рекомендует Думе отклонить поправки к законопроекту согласно приложению № 1 и рассмотреть поправки согласно приложению № 2. Принять закон в целом. Проект постановления у вас на руках у всех имеется. Спасибо.
Председательствующий.
Коллеги, ставлю на голосование о принятии данного проекта закона в первом чтении. В первом чтении, потом поправки. В первом чтении, уважаемые коллеги, пожалуйста.
Результаты голосования:
Проголосовало «за» - 25.
Проголосовало «против» - 9.
Воздержалось - 1.
Не голосовало - 0.

Председательствующий.
Уважаемые коллеги, итак, по итогам рассмотрения законопроекта на заседании комитета по местному самоуправлению сформирована таблица поправок, рекомендованных к отклонению. Есть предложение также, коллеги, рассмотреть отдельно каждую из поступивших трех поправок. По первой поправке слово предоставляется Венедиктову Юрию Николаевичу, руководителю фракции ЛДПР. Пожалуйста, Юрий Николаевич.

Венедиктов Ю.Н. - Уважаемые коллеги, наша поправка в статью 2, она предусматривает следующее. Текст, который нам предлагается, звучит следующим образом: «представительный орган муниципального района формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава». Наше предложение, что представительный орган муниципального района Самарской области формируется из депутатов представительных органов указанных поселений. То есть, грубо говоря, мы считаем, что та норма, которую нам предлагают, это, скажем так, в составе депутатов районных советов сельских округов будут присутствовать как главы местных поселений, так и депутаты. Мы понимаем, что, оставляя открытой дверь, мы имеем возможность получить состав депутатов районного собрания из состава числа руководителей сельских поселений. Таким образом, принцип разделения наших ветвей власти, представительной и исполнительной власти, указанный в нашей Конституции, он нарушается. Поэтому наше предложение, что оставить, что формируется из депутатов представительных органов. По нашему мнению, у нас достаточно других органов, это и Совет представителей, и Совет руководителей муниципальных органов в районах сельских, этого вполне достаточно для того, чтобы оперативные вопросы в районах сельских решать таким образом. Благодарю за внимание.

Председательствующий.
Пожалуйста, Михаил Николаевич.
Матвеев М.Н. - Я поддерживаю предложение фракции ЛДПР, потому что если бы эти главы поселений были избраны народом, то тогда бы они имели право носить депутатский значок. Сейчас мы уже дореформировались до того, что у нас какой-то управленец, назначенный комиссией сити-менеджером тире главой поселка, получает депутатский значок. То есть это уже все, это уже вообще не местное самоуправление. Пусть это эффективная форма управления. Но я согласен, что главы поселений, особенно в сельской местности, они должны входить в депутатский корпус, но не чиновники. Чиновник должен заниматься своей исполнительной властью. Поэтому поправку поддерживаю и, насколько могу судить, фракция КПРФ тоже.
Председательствующий.
Пожалуйста, комментарий, Владимир Игоревич.
Моргунов В.И. - Я бы хотел поправить Михаила Николаевича, главы муниципальных образований в соответствии с этой редакцией закона избираются не конкурсной комиссией, они избираются депутатами представительного органа, главы поселений, да, депутатами представительного органа и в соответствии с Федеральным законом, нравится он нам или не нравится, но у них статус выборных должностных лиц. Нужно учитывать еще и характер представительного органа муниципального района. В соответствии с предложенной редакцией в него входят как представители территорий, как представители органов местного самоуправления, главы поселений, так и представители населения, избранные населением депутаты. И самый главный аргумент, что это требование Федерального закона. В своем законопроекте мы только в этой части повторяем требование Федерального закона, где четко сказано, что в муниципальных районах в случае формирования представительных органов тем способом, который мы предлагаем, в обязательном порядке в состав представительного органа должны входить как глава, так и депутаты. И в этом нет никакого нарушения ни Конституции, ни разделения властей. На федеральном уровне законодательный орган состоит из двух палат, одна палата, депутаты Государственной Думы, избирается населением, а вторая палата, Совет Федерации, избирается наполовину вами, наполовину назначается Губернатором, это не мешает им быть законодателями.
Венедиктов- Владимир Игоревич, я прошу прощения, по поводу того, что Вы сказали, наш Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» дает нам право. Законом субъекта Российской Федерации, в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений может быть установлена норма представительства. То есть как одно из решений, которое может быть, мы своим законом можем устанавливать норму представительства, в том числе для наших районов сельских, собраний представителей или советов депутатов сельских поселений. То есть мы там можем определить сколько в процентном соотношении у нас будет глав присутствовать, сколько в процентном соотношении будет депутатов, избранных народом. Таким образом, мы исключим все те возможные манипуляции, еще что-то с этим вопросом в сельских районах. И вопрос будет под контролем и вашим, и нашим, и народ будет доволен. Почему нам так нельзя сделать?
Моргунов В.И. - Я убежден, что он и сейчас под контролем. Мало того, действующая редакция закона устанавливает такую квоту. Если перевести на совсем простой, понятный язык то, что мы предлагаем, то мы предлагаем следующее: районные собрания представителей должны состоять не менее чем на 50 процентов из глав и на 50 процентов из депутатов. Если само население и сами местные депутаты решат, они могут увеличить квоту депутатов. Мы абсолютно демократическую норму закладываем. Уставами муниципальных образований может быть установлена иная квота при соблюдении общего права, установленного Федеральным законом, в соответствии с которым от одного поселения не может быть избрана более чем одна треть депутатов. Все. Вы предлагаете нам навязать муниципалитетам свою волю.
Венедиктов Ю.Н. - Нет, я думаю, Вы ни в коей мере не сомневайтесь, что мы тоже демократические нормы не навязываем, а обсуждаем и предлагаем для местного самоуправления, я имею в виду депутаты Думы. Мы же тоже не антидемократические меры предлагаем. Почему бы не сделать? А что, у нас на одной стороне Самарской области Кавказ, на другой стороне Самарской области Воронежское поселение какое-то? У нас же одинаковые люди, в чем проблема-то? Особенностей-то особых у нас и нет.
Моргунов В.И. - Я думаю, что было бы правильнее оставить действующую норму и оставить решение этого вопроса на усмотрение самих муниципалитетов.
Председательствующий.
Алексей Владимирович, пожалуйста.
Лескин А.В. - Владимир Игоревич, если убрать в сторонку стратегию управляемого хаоса и перейти, приземлиться к Самарской области, по моему мнению, данным законопроектом вы пытаетесь объединить законно представительские органы и исполнительную власть. Так получается что ли?
Моргунов В.И. - Нет.
Лескин А.В. - Обоснуйте. Я пока понял, что так.
Председательствующий.
Коллеги, каждый из нас может понимать, что считает нужным.
Валитов Г.З. - Виктор Федорович, можно? Депутат Валитов.
Председательствующий.
Да, пожалуйста, конечно, Гумар Зуфарович.
Валитов Г.З. - Владимир Игоревич, я прекрасно Вас понимаю, когда человек приходит устраиваться в качестве бухгалтера к генеральному директору, тот спрашивает: «Сколько дважды два?», если он скажет «Четыре», он его выгоняет, «Сколько нужно» если он скажет, он его принимает. Я прекрасно понимаю, таким же образом вы передаете полномочия муниципальным поселениям и районам. Спасибо.
Председательствующий.
Уважаемые коллеги…
Малеев В.М. - Разрешите, Виктор Федорович?
Председательствующий.
Пожалуйста, Вячеслав Михайлович.
Малеев В.М. - Я бы хотел ответить на вопрос Венедиктова Юрия Николаевича. Первое, в Законе прописано четко и ясно, что на самом деле представительные органы муниципального района будут формироваться по принципу, с одной стороны, будут главы поселений, входящие в муниципальный район и представители представительного органа. При этом там прописано о том, что будет обязательно, как правило, возникать на территориях конфликт интересов. Поэтому мы понимаем, что поселение, являющееся административным центром района, оно должно иметь большие представительские функции. И вы понимаете, там будет один всего лишь глава этого поселения и будет несколько представителей от этого поселения. Поэтому там в любом случае будут представители представительных органов, в новом представительном органе больше. Поэтому, да, и будут же представлены главы. Я как депутат, работающий на земле, в районе, я вам могу сказать, что лучше глав поселение мало кто знает, они живут этими заботами, они лучше знают территории и они должны участвовать в распределении бюджета, потому что муниципальный район и представительный орган муниципального района в первую очередь занимаются бюджетом, они не создают там множество законов, они решают какие-то постановления. Но очень важно для них всех: это распределение бюджета, распределение денег, как будет развиваться район, они должны участвовать в развитии, в стратегии развития своего муниципального образования. Никаких здесь противоречий нет.
Председательствующий.
Уважаемые коллеги, ставлю поправку фракции ЛДПР на голосование. Прошу голосовать. Комитет отклоняет.
Результаты голосования:
Проголосовало «за» - 16.
Проголосовало «против» - 25.
Воздержалось - 1.
Не голосовало - 0.
Председательствующий.
Поправка не проходит. Уважаемые коллеги…
Маряхин М.И. - Виктор Федорович, перед голосованием…
Председательствующий.
Не понял.
Маряхин М.И. - Перед голосованием можно выступить?
Председательствующий.
Перед чем?
Маряхин М.И. - Перед голосованием.
Председательствующий.
Так у нас еще поправки.
Маряхин М.И. - А, еще поправки?
Председательствующий.
Да. Рассматривается вторая поправка. Слово по этой поправке предоставляется Матвееву Михаилу Николаевичу. Пожалуйста, Михаил Николаевич.
Матвеев М.Н. - Эта поправка аналогичная предыдущему законопроекту. Я считаю, что надо тайным голосованием избирать, мы ее уже обсуждали. Поэтому предлагаю просто проголосовать.
Председательствующий.
Коллеги, прошу голосовать по поправке Матвеева Михаила Николаевича.
Результаты голосования:
Проголосовало «за» - 13.
Проголосовало «против» - 24.
Воздержалось - 1.
Не голосовало - 0.
Председательствующий.
Коллеги, рассматривается третья поправка Михаила Николаевича Матвеева. Пожалуйста.
Матвеев М.Н. - Там то же самое, только другого уровня касается.
Председательствующий.
Прошу голосовать, коллеги.
Результаты голосования:
Проголосовало «за» - 15.
Проголосовало «против» - 26.
Воздержалось - 1.
Не голосовало - 0.
Председательствующий.
Поправка не проходит. Пожалуйста, Михаил Иванович, у Вас перед голосованием, Вы хотели…
Маряхин М.И. - Уважаемые коллеги, мы уже отразили свою позицию на Палате депутатов партии «Справедливая Россия». Как вы помните, в мае мы уже начали обсуждать реформу местного самоуправления, кстати говоря, этим законом мы отменяем 66-ГД, то есть наш предыдущий закон, который мы принимали с вами в прошлом году. На наш взгляд, есть две ключевые ошибки: первое, конечно, отмена прямых выборов, к сожалению, наш регион пошел по своей какой-то определенной схеме. Как вы знаете, во многих регионах допускается вариант и с прямыми выборами, и допускается вариант, когда собрание представителей принимает решение какую схему, и допускается вариант с сити-менеджерами. Что мы получаем в этом новом законе? По сути, мы получаем глав администраций, глав районов, которые возглавляют местную администрацию, которые избраны по схеме сити-менеджеров. Кто их избирает сити-менеджерами? Представительный орган, который как состоит? Состоит также из этих же сити-менеджеров, то бишь глав сельских поселений и депутатов. Получается, у нас нарушается баланс в том числе между исполнительной и законодательной властью. Считаем, это тоже, вторая стратегическая ключевая ошибка при принятии данного законопроекта. Партия «Справедливая Россия» последовательно будет выступать против данного законопроекта и голосовать «против».
Филатов С.Н. - Виктор Федорович, перед голосованием.
Председательствующий.
Да, пожалуйста.
Филатов С.Н. - Я как рабочий депутат стараюсь не допускать в работе брака, 35 лет я так старался. В данном случае я вижу, что законопроект не доработан. И я участвовал в общественной комиссии, видел представителей районов, которые были совершенно ошарашены, что им дальше делать, все присутствовали. Я думаю, как вот от себя… Я недоработанную деталь отдаю в руки, как говорится, человеку, который заказывал эту деталь, и говорю: «Идите, доработайте на месте напильником». В данном случае так же будет происходить, каждый будет вариться в своем собственном соку и придумывать какие-то… Я думаю, что необходимо принять закон в первом чтении и уже потом вносить поправки, дорабатывать.
Председательствующий.
Понятно. Уважаемые коллеги, переходим к процедуре голосования. В соответствии с решением комитета по местному самоуправлению данный закон рекомендован к принятию во втором и окончательном чтении. Уважаемые коллеги, я прошу всех повнимательнее, потому что у нас табло показывает 35 человек, а у нас в зале присутствует 41 человек. Поэтому повнимательнее все, пожалуйста, голосуйте. Ставлю на голосование о принятии закона во втором и окончательном чтении. Прошу голосовать.
Результаты голосования:
Проголосовало «за» - 27.
Проголосовало «против» - 13.
Воздержалось - 2.
Не голосовало - 0.
Председательствующий.
Решение принято.

депутатская приемная, Михаил Матвеев, местное самоуправление, Николай Меркушкин, Самарская Губернская Дума, законопроект

Previous post Next post
Up