На Общероссийском конгрессе муниципальных образований (ОКМО) предложили избавить местную власть от лишних полномочий. Эксперт Михаил Матвеев считает, что сначала необходимо принять политическое решение о перераспределении денег из федерального центра в регионы:
Разговоры о составлении реестра являются чисто технологическими. Они не решают проблемы и вряд ли к чему-то приведут, потому что необходимо не реестр расходных обязательств составлять, а вносить изменения в Бюджетный кодекс и в межбюджетные отношения. Если посмотреть, как складывались межбюджетные отношения в новейшей России за последние двадцать лет, то можно увидеть, что все шло по линии постепенного перераспределения налогов от местного самоуправления к уровню субъекта РФ и от этого уровня к федеральному центру.
Если ещё на этапе формирования законодательных основ местного самоуправления в России в середине 90-х годов можно было говорить о том, что до 50 % налогов остаётся на местах, то сейчас в МСУ остаётся от 8% до 12% , так, в частности, происходит в Самаре. Получается, что фактически 90% самарских денег, которые должны быть в местном самоуправлении, уходят на уровень области и в федеральный центр. В последствии часть этих денег возвращается в виде трансфертов и субвенций, при этом порождая политическую зависимость местного самоуправления от вышестоящих уровней власти.
Таким образом, составление реестра расходных обязательств будет является констатацией факта. Без принятия политического решения о перераспределении налогов в пользу местного самоуправления ничего изменить нельзя. На мой взгляд, тот тренд, который мы видим в период президентства Путина, связан с встраиванием местного самоуправления в государственную вертикаль. Это в значительной степени носит, с одной стороны, объективный характер, потому что руководство страны считает, что в такой большой стране, с неравномерно распределённым населением, уровнем благоустройства правильнее распределять все деньги из центра, потому что в противном случае какие-то регионы будут пухнуть от них, а другим будет не на что жить.
Поэтому считается, что такое “ограбление” местного самоуправления, которое происходит сегодня, делается в интересах единства страны. Фактически получается, что местное самоуправление становится нищим и политически зависимым. Демонизация местного самоуправления сделала этот уровень власти крайне непривлекательным как для народа, так и для самих чиновников. Особенно это заметно на сельском уровне, где людей буквально палкой приходится загонять в муниципальные депутаты и в поселковые советы.
В этой связи без перераспределения налогов в пользу местного самоуправления будет полностью отсутствовать мотивация на уровне местного самоуправления что-либо изменить. Можно учесть реестры расходных обязательств, можно их переписать, но от этого денег больше не станет. Нужно вносить изменения в бюджетный кодекс, а для этого нужно принять политическое решение о перераспределении денег из федерального центра в регионы.
Давыдов.Индекс Даывы