Вышел у нас на работе один спор. Спор порожденный обсуждением сериала “Обратная сторона Луны”, а точнее темой может ли при социализме или коммунизме быть часть имущества общей? Как пример, обсуждалась идея общего автопарка для, например городского дома. В принципе, все кто участвовал в обсуждении сошлись на том, что с материальной точки зрения это выгодно всем, но все уперлось в одно НО. И именно это НО ставит под сомнение возможность такой ситуации.
Что это за НО? Это НО в русском языке выражено пословицей “своя рубашка ближе к телу”. Ну и вывод для ситуации, когда есть обобществленный автопарк, делаются следующий: Отношение к автомобилям со стороны конкретного человека будет как к чему-то чужому, а значит урон, который будет наносить автовладелец обобществленной машине будет избыточным и машина будет выходить из строя чаще, чем у частного владельца. Ну и как обычно, все это дополняется словами о том, что поговорить на эту тему хорошо, но это все нереально, а значит говорить об этом могут только фантазеры.
Да, возможно и фантазеры, но разве такие фантазеры не двигали во все времена Историю? Ведь если относится к чужой вещи как к своей - фантазия, причем глупая и неосуществимая, но тогда самый большой фантазер на Земле, суперфантазер - это Иисус Христос. Относится к чужой вещи как к своей можно по разным причинам, например, если за порчу чужой вещи будет такое несопоставимое со стоимостью вещи наказание, что от самого страха наказания человек будет беречь взятую вещь. Возьмите у какого -нибудь бандита его любимую вещь и попробуйте ее сломать… Думаю что экспериментаторов сделать такое найдется мало.
Но это всего лишь вещь. А что говорил Христос? “Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:43-45)”. А ведь тут притвориться почти нельзя - тут либо возлюбил, либо нет. И речь тут идет не просто о вещи или даже человеке, который вам является близким (родственником, соседом, сослуживцев) - речь идет о врагах. Т.е. планка задрана на огромнейшую высоту, по сравнению с которой, что бережное отношение к чужой вещи, как к своей, что даже любовь к ближнему, кажутся такими мелочами, как путь из одной галактики кажется недостижимым по сравнению с расстоянием до Луны. Попробуйте переведите это на современную космонавтику. Сейчас путь от Земли до Луны человечество может преодолеть, причем не особо напрягаясь. Хотя конечно это будет нелегко. А вот для преодоления пути до другой галактики потребуют сверхусилия, полные напряжения сил многих поколений, качественная перестройка всей экономики и науки Земли. Ну и когда это будет сделано - чем покажется для будущего человечества такое путешествие до Луны? Как зайти в соседний магазин за хлебом, не больше.
Так же и с Христом и его заповедью - нужно совершенно другое человечество, воспитание и работа многих и многих воспитателей человечества, чтобы его путь был пройден. Но это и есть суперфантазия. Т.е. фантазия, которая требует от человека качественного изменения. Да и от одного ли человека только? Но ведь Христос пришел еще и спасти человечество, а значит это была не фантазия, в смысле помечтали и забыли, - это было руководство к действию. К действию ради Спасения.