Нижегородский общественный транспорт

May 24, 2016 14:57


Народные избранники Нижнего Новгорода озадачились положением в транспортной структуре города. Нельзя сказать что это плохо, проблема транспорта в крупных городах всегда  существовала и всегда видимо будет существовать. Весь лишь вопрос в том, что и как обсуждается и какие меры предлагаются для решения проблем.
Итак, что же мы услышали?
Во-первых, для того, чтобы решить проблему транспорта городу необходимо потратить 40 млрд.руб.
Во-вторых, будет произведена оптимизация маршрутов. “Для этого требуется убрать дублирующие маршруты, организовать графики движения и снизить время ожидания на остановках, сократить подвижной состав, установить приоритет движения пассажирского общественного транспорта по выделенным полосам и так далее”
В-третьих, будет сокращен муниципальный автобусный транспорт с 900 до 600 (интересно что в статье выложенной на сайте областного агентства РИА Новости количество указано с 700 до 600).
В-четвертых, не будут сокращены трамвайные и троллейбусные маршруты и подвижной состав.
В-пятых, будут сокращены маршруты частных перевозчиков с 1122 до 850. По словам господина Алексея Гойхмана, председатель городской думы по транспорту: “если будет оптимизирована маршрутная сеть общественного транспорта и сокращен лишний подвижной состав, уменьшатся пробки, жесткая конкуренция и гонки на дорогах”. Про то, что по совместительству господин Гойхман является одним из владельцев этих самых “частных маршруток” пока оставим в стороне.
Конечно, многое будет зависеть от того, как же будет проведена указанная оптимизация. Но как бы она не была проведена, давайте всмотримся в основное положение Комплексной транспортной схемы (далее КТС). Основа ее, согласно того, что указано в СМИ - оптимизация маршрутов. При этом ни слова не говорится о причинах коллапса на нижегородских дорогах. Хотя даже неискушенному водителю понятно - основная причина в том, что пропускная способность дорог не соответствует транспортному потоку. Т.е. рост автотранспортных средств опережает рост транспортной инфраструктуры. Но почему это происходит? Одно из объяснений - неудобство в использовании общественным транспортом. Общество потребление превыше всего ставит не время затраченное на перемещение от работы до дома, а удобство. Поэтому все больше и больше жителей города пересаживаются на личные автомобили. “Заставить” их вернуться в общественный транспорт можно только довольно радикальными мерами.
Во-первых, удобство поездки в общественном транспорте должно быть увеличено по сравнению с личным. “Удобство” это не просто когда “тепло и сухо” это еще когда мало народу, небольшое время ожидания на остановке, существенная разница в стоимости проезда и т.д. Т.е. это действительно должно быть комплексное решение.
Во-вторых, чтобы все это решить необходимо кроме оптимизации маршрутов заниматься ускорением работы общественного транспорта. А для этого необходимо помимо оптимизации маршрутов и выделения отдельных полос движения увеличивать автопарк. Причем делать это не абы какими автобусами, а теми, которые будут удобны.
А вот теперь давайте попробуем спрогнозировать что произойдет при наступлении эры КТС.
На первых порах, после “оптимизации” будет просто путаница в маршрутах. Это нормально. Но параллельно с этим пропускная способность дорог кратковременно вырастит. Чтобы не “путаться” потребитель решит, что лучше он поездит на личном автомобиле. Тем более что вроде как и пробки сократились. Вместе с “оптимизацией” произойдет сокращение подвижного состава. Т.е. время ожидания неминуемо вырастит, а значит еще вырастит еще и количество пассажиров, которых надо единовременно перевезти. И даже если наш “потребитель” и решит что пора бы попробовать на автобусе - после пары поездок махнет рукой и опять вернется в салон с подогревом сидений и личной магнитолой. Власти же, видя что подвижной состав не пользуется спросом - будут его сокращать. А когда сокращение подойдет к точки “безубыточности” уберут совсем. Ведь его же можно заменить частными маршрутками. У которых будут убраны с линий лишние конкуренты.
А вы что хотите, капитализм все-таки. Цель увеличение прибыли, а не решение проблемы общественного транспорта.
Какое же может быть решение? Исходя из тех причин, которые вызывают коллапс:
1.     Увеличение подвижного состава общественного транспорта.
2.     Выделение отдельных полос движения для общественного транспорта где только это возможно (начиная с двух полосной дороги в одном направлении). Может быть, имеет смысл разрешить пользоваться выделенными полосами автомобилям с двумя и более пассажирами и такси с клиентом.
3.     Оптимизация маршрутов таким образом, чтобы общественный транспорт двигался по наиболее протяженным маршрутам с выделенными полосами

Обзор Нижегородских СМИ, Нижний Новгород

Previous post Next post
Up