Jan 07, 2012 23:00
В лекциях С.Е. Кургиняна, часто упоминается о роли интеллигенции в развале СССР и сброса народа в регресс. Говорится о том, что в последний период жизни СССР наука стала производительной силой. А значит представители этого класса должны были войти в руководство страной. Интеллигенция или более распространенное название уже для класса когнитариат должны перестать быть прослойкой, т.е. узкой группой, занимающихся обслуживанием производства, а стать классом - т.е. стать основной производства. Но произошло то, что произошло - интеллигенция не смогла преломить свое мировоззрение прослойки и трансформировать его в мировоззрение класса. Конечно, большинство интересует вопрос - почему это произошло. Но не менее важно, прежде чем приступить к ответу на главный вопрос - почему? Ответить и на ряд других вопросов - как это было выражено, что такое «наша интеллигенция», каковы симптомы болезни и насколько она глубока.
При ответе на эти вопросы можно использовать разные аргументы. Но т.к. буквально на днях пересмотрел очень интересный фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман», то какие-то грани можно попробовать осветить используя этот фильм. Я не хочу рассматривать художественные достоинства или недостатки указанного фильма Лучше доверюсь интуиции Эльдара Рязанова и попробую использовать фильм в качестве некоего исходного материала.
Итак, есть рядовой сотрудник одного из статистических управлений Анатолий Ефремович Новосельцев. Он представлен как самый заурядный интеллигент - дожил до сорока лет, оставаясь рядовым сотрудником, хотя в институте был лучшим на курсе. На руках у него двое детей, жена сбежала, оставив детей нашему герою. Назначению на вакантную должность начальником отдела статистики по легкой промышленности мешает сложившееся мнение о Новосельцеве, как о безынициативном и посредственном сотруднике, у руководителя управления Людмилы Прокофьевны Калугиной. Назначение заместителем Калугиной старого студенческого друга Новосельцева - Юрия Самохвалова, а точнее видимо то, что «друг вон чего достиг, а я никак» провоцирует Новосельцева пойти по пути, который предложил Самохвалов - интрига, подхалимство и т.д. Но Новосельцев, оказался слишком «интеллигентен» для данной роли - а потому с треском проваливается. Но его «провал» вызвал в Новосельцеве способность отбросить свои комплексы и высказать Калугиной некие свои истинные мысли. Как не странно Калугина неожиданно ответила не менее искренне. Дальше вы знаете - перестав друг на друга смотреть, как на некие образы начальника и подчиненного Новосельцев и Калугина изменяясь сами, меняют друг друга и у них складываются искренние и чистые чувства, то что называется Любовью. Но остается открытым вопрос о том, что же заставляло Новосельцева вести себя так, что к сорока годам, он превратился в серую, заурядную личность? Хотя при этом как уже было сказано выше он был лучшим студентом курса.
Ответа на данный вопрос в фильмах Э.Рязанова найти конечно трудно, но кое-какие намеки там все же присутствуют. Так фильм начинается с монолога Новосельцева, где он рассказывает о своих коллегах, своей работе и своем городе. О работе он говорит буквально следующее: «лично я хожу на работу только потому, что она меня облагораживает». А о непосредственной деятельности: «если бы не было статистики мы бы никогда не узнали бы как хорошо мы работаем». Сказано это конечно с иронией, но как говорится - в каждой шутке есть доля шутки, а остальное правда. Т.е. получается, что у него еще осталось понятие Труд, но, при этом, т.к. он не наполнен конкретным содержанием, то и идет «осеривание» личности. Конечно, до распада личности Новосельцеву еще далеко, на «плаву» его держат во-первых, довольно крепка и нежная дружба с институтской подругой (больше конечно подходит слово друг) Ольгой Петровной Рыжовой; во-вторых, что наиболее важно - это его дети которых он очень любит. Но распад тем не менее начался и можно сказать «виден невооруженным взглядом».
Аналогичный распад начался и у Калугиной. Она так же потеряла смысл своей деятельности. Она понимает, что главное в жизни это Труд, но при этом он должен быть осознанным, а не трудом автоматом. По ней распад виден даже больше, даже внешний вид у Новосельцева и у Калугиной одинаковый, что согласитесь говорит о женщине больше, чем о мужчине. Но если Новосельцев еще способен хоть к какому-то анализу - «мы называем ее наша Мымра, конечно за глаза» - это же вполне полный анализ своего начальника, то Калугина уже и на такое не способна. Держит «на плаву» Калугину то, что она еще видит цель деятельности своего учреждения, хотя эта цель все больше и больше становится абстрактной.
Т.е. получается, что для того, чтобы наша интеллигенция не только оставалась на «плаву», но и тянулась вверх, и смогла не только разговаривать на кухнях, но и действовать - нужен сплав между реальной Деятельностью, Целью и Жизнью. И концовка фильма в каком-то смысле внушает в этом уверенность, ведь он заканчивается именно союзом Калугиной и Новосельцева, а не Калугиной и Самохвалова. Хотя в жизни, если продолжать аналогию, получилось скорее, что Калугина ушла от Новосельцева к Самохвалову и на сцену нашей Истории вышел именно Самохвалов, в самых извращенных и уродских формах. Недаром в начале 90-х годов очень многие «видные» деятели нашей культуры восхваляли именно Молчанова из грибоедовского «Горе от ума» - помните его «умеренность и аккуратность». Но ведь это было внушение для обслуги, а не для тех, кто хочет примерять на себя роль хозяина. Жаль, что костюмчик оказался великоват…..
Кургинян,
Интеллигенция