Тёмные времена
(Darkest Hour, 2017)
Очередной оскаровский номинант - байопик «Тёмные времена» от Джо Райта, режиссёра «Искупления» и «Гордости и предубеждения». Фильм действительно достойный. Не очень люблю биографические фильмы, и от этого ждал скукоты, но был приятно удивлён. Фильм вышел интересный и эмоциональный.
Фильм начинается с того, что Уинстона Черчилля назначают на пост премьер-министра Великобритании. При этом Уинстон не имеет особой поддержки в собственной партии, да и король не очень его жалует. Однако Британия находится в непростом положении и в эти «тёмные времена» стране нужен сильный человек, способный принимать взвешенные и рассудительные решения. Фильм охватывает довольно непродолжительный отрезок времени - около двух месяцев, переломный момент для Великобритании в ходе Второй мировой, когда страна решает противостоять Гитлеру, а не пробовать с ним договориться. Собственно, этому и посвящена картина: Черчилль понимает необходимость решительных действий и тщетность переговоров, но ему противостоят влиятельные силы, желающие всё решить без открытой конфронтации.
Первое, о чём хочется говорить, это, конечно, Гари Олдман в роли Уинстона Черчилля. И тут есть два аспекта - собственно отличная актёрская игра самого Олдмана и удивительная работа гримёров под предводительством Кацухиро Цудзи. Ежедневно на наложение грима уходило порядка трёх-четырёх часов. При этом полного копирования внешности не планировалось, да и не получилось бы по причине совсем уж разных типажей. Сам Олдман заранее долго изучал своего персонажа по архивам, стараясь перенять характерные жесты и мимику, а также манеру речи и даже походку. Ко всему этому добавилось актёрское мастерство Олдмана и результат превзошёл самые смелые ожидания, получилась ярчайшая роль в фильмографии актёра, хотя у него и до этого в копилке было множество разнообразных колоритных персонажей. На это определённо стоит посмотреть.
Кроме того, в фильме очень добротно отыграли и другие актёры: Кристин Скотт Томас в роли Клемми, супруги Черчилля, Бен Мендельсон в роли короля Георга VI, Лили Джеймс - секретарь Черчилля, Рональд Пикап, сыгравший Чемберлена, а также Стивен Диллэйн в роли противника Черчилля, графа Галифакса. Все персонажи получились целостные и неплохо проработанные, при том, что упор здесь, конечно, на персонаже Олдмана, это по сути его бенефис.
Также нельзя не отметить виртуозную операторскую работу Брюно Дельбоннеля. Нас ждут преимущественно тёмная, почти монохромная картинка, а также отличные долгие проходки камеры одним дублем по улицам Лондона, которые Черчилль наблюдает из окна автомобиля. Кульминацией фильма будет пафосная, но трогательная сцена в метро, куда Черчиль направляется, чтобы узнать настроения своего народа и заручиться его поддержкой, после чего принимает окончательное решение и произносит свою речь в британском парламенте.
В результате фильм выглядит как своеобразный бэкстэйдж нолановского «Дюнкерка», поскольку события происходят примерно в одно время. При этом Нолан показывает операцию «Динамо» непосредственно глазами солдат, находящихся на побережье, а Райт рассказывает нам о том, как принималось решение об эвакуации тех самых солдат и о прочей закулисной возне.
Однозначно рекомендовать всем этот фильм вряд ли можно, но я всё же советую попробовать его посмотреть. Серьёзные речи чопорных британских лордов разбавляются саркастичными высказываниями Черчилля, да и вообще фильм смотрится довольно легко. Не отказывайте себе в удовольствии понаблюдать за Олдманом в этой роли, которая принесла ему долгожданный и давно заслуженный Оскар. Гримёры, кстати, тоже заполучили свою статуэтку.
8/10