Человек Знака. Генеральное ожидание

May 24, 2010 17:05


Ты слишком далеко от меня.
Слишком далеко от меня -
Как воздух от огня, вода от волны, сердце от крови;
И вот я падаю вниз, уже в двух шагах от земли:
Господи, смотри.

Б.Гребенщиков, "Имя моей тоски"

"Исследователям из Корнелльского университета в Нью-Йорке удалось объяснить, почему окружающие раздражаются, когда кто-то в их присутствии говорит по мобильному телефону. Они считают, что это происходит из-за того, что, не слыша ответ абонента, окружающие не могут предугадать следующую реплику говорящего. Автор этого исследования психолог Лорен Эмберсон отмечает, что ежедневно городские жители становится свидетелями чужих телефонных разговоров. ... И многим приходилось замечать, что выслушать монолог незнакомца по мобильному телефону гораздо труднее, чем быть свидетелем беседы двух людей. ... свидетель телефонной беседы вынужден напряженно прислушиваться к разговору. В этот момент его мозг пытается воссоздать то, что говорит абонент, находящийся на другом конце провода."
Ну да, прямо как в том бородатом анекдоте - "а вы залезьте, залезьте на шкаф!..."
Вот он, старый добрый Человек Знака...
А просто не прислушиваться к чужим разговорам? Нет, это выше сил, это категорически супротив естества. Ведь Человек Знака искренне полагает, что всякое человеческое действие вокруг - это публичная акция, это сообщение, адресованное в том числе и ему лично, и лично его вопрошающее об оценке. Поэтому так раздражают обрывки не ему адресованных разговоров, "не такая одежда", образ жизни и иерархия ценностей "не по его правилам", чужое богатство, какие-то личные эгоистичные цели, "нежелание уплотняться" и прочие крамольные акты игнорирования общего строя.
Несмотря на обитание в городах, где сам уклад жизни вроде бы подразумевает высокую индивидуальную обособленность, Человек Знака замечательно сохранил тонкие навыки общинного взаимного соглядатайства.

Поступки Человека Знака, вся его жизнь (родился, побрился, остригся, освежил голову вежеталем и сразу же умер... ну, разве что еще и женился - тоже, разумеется, напоказ) - это искренний адресный спектакль, весь смысл которого, несмотря на иные сюжетные сложности сводится к простому и бесхитростному "смотрите, какой я хороший!". И того же он ожидает от окружающих, воспринимая отказ следовать этому генеральному ожиданию как разрушительную, вызывающую нечестность.
Поэтому так старательно, так упорно Люди Знака стремятся донести до источника собственного раздражения свои оценочные суждения, о которых их никто не просил, при том ничуть не сомневаясь в важности своей миссии, поэтому так искренне недоумевают (или негодуют), если в ответ получают равнодушное "ну и что?...". В тот самый момент, когда Человек Знака выносит оценку, он ощущает что он не один, но говорит "от имени и по поручению" сообщества единомышленников-единовкусников (которое во многом является эфемерным и виртуальным, но об этом ему лучше не задумываться, как канатоходцу нельзя задумываться над следующим своим шагом - иначе оступился и пропал). Это равнодушное "ну и что?..." вызывает порой такую неадекватную реакцию, поскольку обесценивает и его самого, и (что ужаснее) священные ценности его коллектива, полномочным хранителем и защитником которых он себя ощущает.
У Человека Знака крайне бледное представление о персональных границах, о личном суверенитете - чужом или своем, ему трудно представить, что кто-то в радиусе его восприятия может что-то адресовать не ему или не адресовать вообще. При том Человек Знака весьма четко различает границу общественную - "мы" и "они", свои и чужие. Носитель "чуждого сообщения" видится персональным врагом, потому с такой естественной легкостью Человек Знака (даже с академическим образованием) соскальзывает с обсуждения темы на обсуждение личности оппонента.
Можно сказать, что в единственном числе Человек Знака не существует - как же прожить без аудитории, дышащей в одном с тобой знаковом поле, своим одобрением подпитывающей и определяющей твои поступки (включая и так называемый "альтруизм").


_____

Человек Знака, черновики, игра

Previous post Next post
Up