Виктор Олегович Пелевин - единственный подлинный мастер высокого русского киберпанка ("Чапаев и Пустота" и "Т" - мирового уровня киберпанк).
а его предположение о литературном процессе как о машине Тьюринга - одна из лучших моделей в рамках жанра.
и её можно и нужно развивать и улучшать.
представим себе две машины Тьюринга.
машина TA в свою таблицу переходов непрерывно вбирает какие-то миллионы мелочей, событий, лиц, запахов, тактильных ощущений, обрывков текстов.
под воздействием всего этого её каретка движется по бесконечной ленте и из конечного алфавита выстраивает текст A, которого ранее не существовало.
кроме того, уже возникшие фрагменты текста A безусловно влияют на таблицу переходов TA, создавая обратную связь.
вторая машина Тьюринга, TB, в свою таблицу переходов непрерывно вбирает какие-то миллионы мелочей, событий, лиц, запахов, тактильных ощущений, обрывков текстов и собственно текст A, который для неё уже существует.
под воздействием всего этого её каретка движется по бесконечной ленте и из конечного алфавита выстраивает текст B, которого ранее не существовало.
текст B попадает в поле зрения TA и воздействует на её таблицу переходов.
ну и так далее.
в этой модели просматривается презабавнейшая штука - предельно малая значимость собственно цепочек текстов A, B...
ведь, по сути, главное - содержание таблиц переходов машин TA, TB...
в наполнении этих таблиц спрятано очень многое.
текст A может очень сильно изменить небогатую маленькую таблицу переходов какой-то машины TX.
и еле коснуться пары ячеек громадной таблицы машины TY.
отсюда и утрата со временем сокровенности и сакральности культовых текстов, которые некогда совершали перевороты в сознании.
отсюда и предсмертные (когда стирается содержание таблицы переходов) прозрения от беспощадной простоты смыслов библейских текстов.
здесь и "во многих знаниях - многие печали" Экклезиаста.
да и само отличие самого позднего текста Ветхого Завета от предшествующих ему.
отсюда и дутая сверхзначимость откровенной чепухи - фрагментов текстов A,B... (например, классическое "поэт в России больше чем поэт") , которая на самом деле может быть просто свойством характерного заполнения таблиц переходов некоторого множества машин TNi.
если позволить своей таблице переходов поискать в моделях киберпанка "по образцу и подобию" Б-га, то всего-то и получится, что 95 ячеек ранее не существовавшего текста на бесконечной ленте:
в некоторой машине Тьюринга TNi частичка Его определяет как будет заполняться таблица переходов
короче, да.
на самом деле вовсе не голый Гоголь на этом дереве сидит.
а голый Алан Тьюринг: