Революция и вера

Nov 07, 2022 14:03

В Телеграмме внезапно попался очень философский текст на эту тему:

https://t.me/light_of_ruby_stars/26

Красный Октябрь был наполнен подлинно религиозной верой в историю и в коммунизм, как в новое слово о человеке. Это был ответ человека на вызов увядания окружающей его буржуазно-феодальной действительности. Чтобы ответить на вызов смерти, нужно верить в жизнь и жизнь эта называлась Коммунизм.
Так была спасена историческая Россия, получившая свое новое воплощение в лице СССР.
Так был утвержден новый гуманистический проект, изменивший мир и давший новый толчок ходу мировой истории.
Так, в конце концов, была одержана победа в Великой Отечественной войне - советская жизнь разгромила покорившую Европу смерть.
Об этом писал Сталин в своей знаменитой резолюции на поэму Горького «Девушка и смерть»: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гёте (любовь побеждает смерть)». Гёте глубочайше раскрыл темную сторону человека, Горький же сказал, что выбор смерти не предопределен и не желанен, любовь может победить. Красная любовь (она же вера в человека, она же гуманизм) победила смерть, двинула вперед историю и спасла мир. А далее сама угасла - любовь, она же вера в человека, ушла.
И дело здесь, прежде всего, не в том, что не состоялась обещанная мировая пролетарская революция, а в том, что не были выработаны предельные основания, выводящие Красный проект за рамки преобразования материального мира и общественного устройства здесь и сейчас. Большевики решили все задачи «здесь и сейчас» и столкнулись с вызовом как природы человека, так и стоящей за ним вечности. Мировые религии существуют тысячелетия потому, что отвечают на вызовы греховности и, главное, смертности человека. В рамках Красного проекта таких ответов не нашли и потому он рухнул, хотя, попытки предпринимались многими мыслителями, среди которых самые известные, пожалуй, Константин Циолковский и Владимир Вернадский. И, даже сейчас, благодаря этим попыткам мы видим направление, в котором должны производиться исследования в этой сфере.
Красный реванш в XXI веке не может обойтись без ответа на вызов смерти. И этот ответ назрел.

Не могу не прокомментировать этот текст.

Революция, 105-ю годовщину которой мы отмечаем, была не одной из, я думаю, что ее можно считать отправной точкой Эры Социализма, то есть переходной эпохи, сравнимой по своей длительности и сложности с целой ОЭФ (общественно-экономической формацией), сравнимой с первобытным переходом от состояния общинной жизни - к эксплуататорскому миру (а этот переход длился тысячи лет). То есть мы и сейчас продолжаем жить во всемирную эру социализма. Что, конечно, не исключает возможности ее печального исхода, например, всеобщей гибели.

Действительно, в мире эксплуатации ответы на важнейшие для человека вопросы - о смерти и о преодолении темной стороны - давала религия. Так же очевидно, что сейчас эта возможность исчерпана. Нет, еще есть много верующих, и конкретно им религия продолжает давать эти ответы. Но задайте верующему кантианский вопрос - может ли он представить, что вот эти его личные ответы, его личные возможности распространятся на всех, что все люди смогут так же веровать (а ведь это решение не волевое, человек сам не может себе приказать верить), и находить утешение и путеводную звезду в религии? Ну конечно, верующий может ответить в стиле Пригова: "конечно, могут! КТО МЕШАЕТ?" Но если серьезно, то видно, что подавляющее большинство современных людей практически в любой среде, даже в очень религиозных государствах, не находят больше ответов, которые им так нужны, в тех традиционных рамках.

И у нас еще нет ответов на эти важнейшие вопросы, если нет религиозной подпорки психики. Поэтому психика и идет вразнос, отсюда и эпидемия психических заболеваний, и индивидуалистическая разнузданность. Если Бога нет, то все дозволено, как сказал классик. Эта фраза глубже, чем мы думаем: если нет представления о надчеловеческом, нет руководства нашего Сверх-я, то нет смысла ни в жизни, ни в смерти, ни в любых ограничениях своих желаний (а культура - это ограничение). Отказ от надчеловеческого - превращение в опасное деструктивное животное. Сегодняшняя психология говорит, что нужно существовать просто ради самого существования "здесь и сейчас". Рядом с гранью смерти человек "осознает истину" (например, это бывает со смертельно больными) и понимает, что надо радоваться самому факту жизни, еды, дыхания, солнечного света. И действительно какое-то время радуется, и эта истина подается всем как универсальная и образчик мудрости. Кстати, в какой-то мере это так. Но когда человек здоров, и жить ему предстоит еще долго, эта универсальная мудрость становится недостаточной. И это нормально: жить просто ради существования могут и животные, это в принципе животная или даже растительная повестка. Человек, обретя минимальные ресурсы для существования, сразу начинает искать что-то еще.

Любая религия помещает стремления и чаяния в область, по сути, фантастическую. Никаких доказательств сверхъестественного нет и быть не может (иначе оно не было бы сверхъестественным). Хотя, конечно, каждый верующий находит для себя "доказательства" - но они неверифицируемы. Таким образом нам предлагается верить в то, что кто-то когда-то придумал. Это уже теперь невозможно, фарш не провернуть назад, люди в массе своей больше не позволят собой манипулировать на основе сочиненных кем-то текстов.

Но есть ли в области материального бытия нечто, способное стать "родиной Сверх-я"? Нечто, дающее надежду и утешение? Верить в "светлое будущее"? Это неплохо, но мы сами лично до него не доживем, а жить исключительно ради других способны немногие, и остальных в этом не убедить. Верить в людей? Глядя на окружающих, это крайне трудно, и элементарный жизненный опыт показывает, что людям лучше доверять как можно меньше, а видеть в них исключительно светлое просто опасно - быстро нарвешься. Даже лучше предполагать худшее - тогда можно приятно удивиться, если человек все же поведет себя хорошо.
Может быть, это вера в некий Храм, как предлагал один персонаж Стругацких? Это подозрительно попахивает верой в элиту, в то, что собственно к "Людям" относятся исключительно творцы, способные внести кирпич или хотя бы крошку в Храм. А  остальные, очевидно, навоз...

В принципе, мне для себя известен ответ на этот вопрос. Я знаю нечто в области чисто материального бытия, реально существующее, что вполне сопоставимо с Богом и дает и утешение, и надежду, и смысл.
Я только не знаю, способно ли огромное большинство людей это осознать и вместить.
Это - все-таки люди, все-таки человечество. Но не то, что есть сейчас. Это человечество во всей его совокупности с прошлым, настоящим, и главное - будущим. Это вера в Реку, как я это называю (человечество и есть  Река), но конечно, можно назвать как угодно, это всего лишь образ.
Это ни в коем случае не отдельные люди - они могут оказаться подонками или вообще быть какими угодно. Хотя безусловно, вера в Человечество предполагает любовь и милосердие к каждому отдельному человеку. При понимании, что сам он может быть  недостойным и лишь заготовкой для Человека.
Человечество будущего может оказаться таким милосердным, огромным и всемогущим, что оно фактически сопоставимо по своим возможностям с тем, что мы привыкли считать Богом.
Собственно говоря, даже и индивидуальное бессмертие сознания, даже именно для нас, совершенно не исключено в этой парадигме. То есть у нас есть далеко не 100% уверенность в том, что мы точно-точно никогда не будем существовать. Это даже если сознание в самом деле не существует в какой-то форме (например, в квантовой) после смерти, чего мы тоже исключить не можем. Возможно, сознание каждого человека через миллионы лет можно будет восстановить, кто знает.
Но суть не в этом, а в преодолении страха смерти путем ощущения себя частью Реки. Частью коллектива, народа, чего угодно. Ты не так уж важен. Ты лишь часть чего-то большего.
Это же создает и определенные требования по преодолению темной стороны Я, но это, пожалуй, самый сложный вопрос, деталей которого лучше здесь не касаться. Однако понятно, что человечество, допускающее разгул темных страстей, долго не просуществует.
Поскольку я, довольно обычный человек, могла все это буквально ниоткуда понять и осознать, то очевидно. что ответ этот уже есть в Ноосфере, что он неявно существует, и что многие его чувствуют.
Конечно, такая вера не требует ни храмов, ни обрядов - ну разве что какие-то традиции вроде похорон.
Рано или поздно она будет сформулирована и понятна каждому. Думаю, что при ином общественном строе и ином воспитании эта вера вполне может быть понята и воспринята подавляющим большинством.

коммунизм, не хило быть духовным, философия

Previous post Next post
Up