Стратегии жизни в СССР и семья Тепляковых

Jan 14, 2022 13:39

Все активно обсуждают высказывание А. Кудрина о том, что "россияне живут на 20% лучше, чем в СССР". Один френд возмущенно пишет, что россияне живут не на 20, а на 20000% лучше, ведь в СССР нельзя было купить яиц! Даже если те были дешевле! Другой не менее возмущенно, что почему-то население РФ при такой хорошей жизни не увеличивается, а строго ( Read more... )

информационная среда, про детей, СССР, ценности

Leave a comment

vadim_brilliant January 15 2022, 06:27:36 UTC
Помню, из моей перестроечной юности. Кстати, скажу крамольное: тогда, тоже, было не только плохое - высказывались нередко весьма оригинальные и очень здравые идеи, порой даже диссонирующие с тогдашним мейнстримом. Диалектика: временное избавление от сусловской косности, давало, пусть и на короткое время, возможность высказывать что-то свежее. Ведь то, что изучение марксизма было превращено в подобие "закона божьего", а цитаты подменили понимание сути, было большой неосознанной диверсией, хотя и сделанной, думаю, "не со зла, а по глупости".

Так вот. Помню, в одном молодёжном журнале, статью в трёх частях, про детей-вундеркиндов. В первой части описывались примеры детей, многого достигших, победивших на всяких возможных конкурсах, а потом "сгоревших" - в том смысле, что потеряли к этому интерес и стали "обычными людьми". Во второй части говорилось о том, почему эти дети стали вундеркиндами, в третьей - почему "сгорели" как вундеркинды.

Итак. Почему стали. По мнению авторов статьи - потому, что возник у них такой вот интерес, такая вот детская игра. Вот, одни дети играют в прятки, или что такое другое, а этот вот - играет в математику, а этот - в музыку, и так далее. Но, важно, ИГРАЕТ. Даже и не думая при этом, что он должен кому-то эту свою "игру" показать, с кем-то соревноваться, кого-то убедить в том, что "играет" в это лучше других.

И в третьей части, говорится о том, что тут-то появляются взрослые со своими амбициями, и "подменяют цель" - вместо цели "игра" навязывают цель "первенство". "Если ты такой умный, почему ты бедный не первый?". И начинается: кружки, конкурсы, олимпиады... Победы.... Первенство - в городе, в области, в стране, в мире... И вот тут-то, у ребёнка-вундеркинда и происходит "надлом". Он ведь не этого хотел! Ему это не надо! И чувствует: всё, сыт я этим по горло. Интерес пропадает. Игра, переставшая быть игрой, больше неинтересна. И всё, финита ля комедия. Он больше не вундеркинд.

Ну, а какой тут диссонанс с перестроечным мейнстримом? А в том, что статья, в каком-то смысле, выступает против конкуренции. Которая провозглашалась тогда большим благом.

Reply

nfcausa January 15 2022, 09:39:16 UTC
С вундеркиндами скорее не так. Ребенка с самого начала "надрючивают" на результаты, в тч довольно жестокими методами. Или же он просто показывает в каком-то возрасте не соответствующие этому возрасту умения (это чаще в творческих занятиях), взрослые (и эти взрослые обычно не абы кто) это продвигают, и ребенок получает известность. В дальнейшем его способности, хорошие для ребенка, оказываются обычными для взрослого, занимающегося этим делом. Та же Надя Рушева, если бы не умерла, став взрослой, была бы, скорее всего, неплохим иллюстратором, но одним из многих. Те, у кого личность сильная, превращение из таланта в обычного специалиста воспринимают спокойно, у кого нет - переносят болезненно. Опять же Надя Рушева, скорее всего, к утрате всесоюзной известности спокойно бы отнеслась. Ника Турбина - нет (да и время тогда было плохое, путь в союзные поэты, которые, даже сочиняя посредственные стихи, были обеспечены, ей был закрыт). У тех, кого "надрючивают", тоже судьба разная. Если надрючивают бестолково, как вон тот же Тепляков, ничего и не выходит. Если с пониманием дела (когда родитель - специалист в области "надрючивания, например, или умеет подобрать педагогов, или умело развивает интересы и склонности ребенка), может получиться талантливый "взрослый" ученый или музыкант, художник. Та же Полина Осетинская сейчас вполне успешна, что не отменяет неадеквашек папаши. Джон Нойман, который способности к математике демонстировал и они без перекрутов развивались и поощрялись, стал крупным ученым. Но кто-то и ломается, кто-то решает, что "ебись оно конем", кто-то просто пополняет армию хороших специалистов и теряет медийную известность, спокойно занимаясь своим делом, но это не то чтобы плохо.

Reply

blau_kraehe January 15 2022, 10:25:09 UTC
Вообще интересная мысль: взрослые, воспитывая ребенка, даже не вундеркинда, неважно тут, в принципе, похоже, не думают о том, каким он будет взрослым. Они видят только ребенка и думают, что так будет всегда. Помню, меня у Макаренко давно поразила мысль: вы хотите иметь послушного ребенка - но вы что, хотите, чтобы он вырос послушным взрослым?

Reply

proseka199 January 17 2022, 16:19:25 UTC
Вот именно. А еще была отличная книга Панича "Взрослые и дети".

"... Для некоторых родителей нет бо́льшей похвалы, чем:
- Послушный, очень послушный у вас ребенок!
Но... - ?
Скажут:
- Ишь, к чему призывает, чтобы дети не слушались родителей!
...
"
И так-то да: есть даже такие родители, которые заводят ребенка специально для того, чтобы он "дохаживал в старости". Даже если они прямо об этом не говорят, то немедленно приходят в дикую ярость, когда бывшее дитё (взрослое по всем меркам) пытается построить свою жизнь.

Reply

vadim_brilliant January 15 2022, 10:33:20 UTC
Да конечно, тут разные моменты могут быть. То, о чём сказали в статье - это о том, что не надо навязывать конкуренцию - в данном случае вундеркиндам. Что она, как сегодня говорят, "Мидас наоборот" - превращает в г...но всё, к чему притронется.

Reply


Leave a comment

Up