Еще про этику и категории "общественное/личное".

Oct 24, 2021 14:55

В прошлом посте были рассмотрены современные проблемы восприятия этических явлений (в частности, вакцинации), а именно то, что многие как будто разучились мыслить в категориях общественной этики (например. медицинской, или близкой к ней военной ( Read more... )

информационная среда, этика, одномерный человек, философия

Leave a comment

integral82 October 25 2021, 15:14:10 UTC
А вот здесь очень и очень тонкий момент. Этот самодержец он работает на себя (и ближайший круг подданных) или на все общество? Точно так же как и с современными монополиями - одно дело монополия работающее на все общество (Ильич одно время считал, что и это и есть социализм) и другое - та же монополия, но работающая на максимализацию прибыли (что особенно стремно, если монополия скажем медицинская или продовольственная).

Зачастую у монархов бывает и так и так , причем в разных поколениях роль разная.
Особенно это заметно не на самодержцах, а основателях религий (которые точно так же создают нечто куда более крупное, чем они сами - христианский мир, исламский мир и т.д.). В этом плане разница между первыми христианами и священниками, продающими индульгенции, просто колоссальная. Кстати, на просторах интернета ходит забавная картинка - где сравнивают Христа и Папу Римского. Мол смотрите - вот это автор идеи, а вот - правообладатель.

И кстати говоря. Если мы вспомним Московское царство как "собиратель русских земель", то можно вспомнить, что такая возможность появилась после того, как орда уже начала распадаться. Но вполне возможно, что мы практически стоит на пороге распада мировой системы глобализации. А если так, то более чем вероятно, появление новых центров силы, которые начнут создавать свои зоны влияния. Итого, мы получаем, что доведенный до крайности индивидуализм вызывает распад системы, а распад системы в свою очередь создает условия для создания новых систем. И ядро этой новой системы (или систем) уже должно ставить обшее выше частного (иначе никакой новой системы создать не удастся в принципе).

Reply

aletheiaagathon October 25 2021, 15:35:29 UTC
"Этот самодержец он работает на себя (и ближайший круг подданных) или на все общество?"
Насколько я понимаю исторический материализм, - на все общество, хотя думает, что работает на себя. И когда перестает удовлетворять какие-то минимальные потребности общества, теряет и возможность "работать на себя" (вместе с головой, например).
При этом, если следовать логике исторического материализма, на все общество работал и рабовладельческий строй, и буржуазная республика.

"доведенный до крайности индивидуализм вызывает распад системы"
Может быть, это так в ситуации, когда система неподходящая? А в другом случае, наоборот, "свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех"?

Reply

integral82 October 25 2021, 16:03:43 UTC
Тут самый простой критерий - если монарх объединил земли (и там нет междуксобных войн )- он уже работает на общество. Если тратит общественную казну на развитие государства - он работает на общество. А если исключительно на балы и попойки - ну думаю понятна разница.

Reply

aletheiaagathon October 25 2021, 16:09:54 UTC
А если нет междуусобных войн, но есть "международные"?
Про кого было сказано: "никогда Франция не была такой великой, как при нем, и никогда простой человек не жил хуже, чем при нем", про Людовика 14, кажется? К Филиппу Красивому, вероятно, тоже относится.

Reply

integral82 October 25 2021, 16:37:32 UTC
Сложно вам ответить однозначно. Ведь у нас при Петре I жили тоже не очень. Думаю, что самым правильным будет учесть противоречивость ситуации - с одной стороны, война - это плохо и большие потери. С другой, часть энергии, выделяемая в таких войнах идет на продвижение прогресса (смотрите ниже комментарий о дихотомии прогресс vs традиция).

Ну и опять же - а какая глубинная причина войны? В Китае, например, много веков причинами войн было банальное перенаселение.

Reply

aletheiaagathon October 25 2021, 17:08:54 UTC
Да, я тоже думаю, что однозначный ответ тут дать трудно. Поскольку какая разница, "международная" война или "междуусобная", если война это плохо, а одновременно бывает, что становится источником прогресса?

"В Китае, например, много веков причинами войн было банальное перенаселение"
я к мальтузианству отношусь отрицательно. Как там Энгельс высмеивал: совсем недавно говорили, что еды не может хватать на всех, а теперь не знают, куда деть одну только американскую.
Про Китай еще говорили, что они тысячелетиями в одних и тех же границах жили, хотя через реку были другие.

Reply

proseka199 October 26 2021, 00:38:27 UTC
Не знают, куда деть - верно, но голодающие как были, так и остаются. Даром еду все равно не дают. :)))

Reply

integral82 October 26 2021, 03:33:56 UTC
Мальтузианство не право в том, что видит единственным выходом сокращение населения. В то время как путей выхода несколько:
1) технический прогресс (что позволяет прокормить больше);
2) переселение лишнего населения (вспомните эпоху Великих географических открытий);
3) сокращение населения, в том числе через войны.
На практике, зачастую реализуется комбинированный вариант - начинается драка, за все уменьшающийся пирог - и это приводит к войнам. А войны, как ни странно, стимулируют технический прогресс.

Хотя, стоит сделать оговорку. Реальный скачок в прогрессе (можно сказать техническая революция) стала возможной лишь тогда, когда человек научился осваивать новые для себя ресурсы, в первую очередь энергетические (хотя и те же руды тоже). Именно это, создало тот мир, который мы видим вокруг. А в эпоху средневековья в нефть вряд ли была каким-то ценным ресурсом, который позволил бы резко повысить урожаи.
Так же способствовало прогрессу и открытие новых земель с бездонными кладовыми (речь о эпохе Великих географических открытий) - тоже по сути "открытие нового источника ресурсов".
А пока новых источников ресурсов не найдено (новые ли это земли или земли+недра, до того расширение упирается в некие пределы и это вызывает войны или другие способы ожесточенной конкуренции).
А до того вспомните - какой процент населения уничтожался в средневековых европейских войнах? Не помню точно, но что-то весьма высокий.

Если подытожить, то у нас работает простая логика - если основной ресурс ограничен (при феодализме это земля), а население растет, то возникает противоречие между ограниченностью ресурса и разросшимся населением. Разрешить это противоречие можно двумя противоположными путями - первый -это увеличение ресурса земли или повышение эффективности ее использования, второй - сокращение население или отселение лишнего населения (правда отселение тоже требует "лишних " земель где-то там). Но опять же, история показывает, что для повышения эффективности использования земли опять же нужен новый ресурс - это новый уровень технологий+запасы недр (без них технологии нам пока не помогают). Ну разве что технологии поднимутся на принципиально новый уровень, но и тогда скорее всего будет привлекаться в качестве ресурса то, что сейчас таковым не является.

Reply

integral82 October 26 2021, 05:34:32 UTC
К слову, рассуждения выше на счёт ресурсов приводят нас к ещё одному интересному выводу -коммунизм как "прыжок в царство свободы" и общество всебщего изобилия невозможно создать на современной технологической базе, но возможно -на технологической базе будущего.
Возьмём для примера хотя бы книги. Понятно, что если речь идёт о бумажных книгах, то достичь его изобилия технически невозможно (а если попытаться, то можно и все деревья вырубить).
В советское время нас бы успокаивали, мол, да -создать личное изобилие невозможно, но есть же библиотеки! Вот вам пример изобилия, достигнутый за счёт общественной собственности!
Но вот технический прогресс привел к созданию электронных книг -и теперь без всяких проблем каждый может иметь дома библиотеку (влазит даже на флешку), а чего там нет -скачать из интернета. Точнее мог бы -после недолгого периода почти свободного доступа, сейчас за скачивание книги все чаще приходится платить.

Отсюда возникает простая мысль -если создать техническую возможность для копирования не только информации, но и вещей -то вот вам материально-техническая база для вполне реального коммунизма! Кстати, в фантастике такой вариант описывался думаю не раз -мне запомнилась повесть Александра Лазаревича "Сеть Нанотех". С художественной точки зрения произведение так себе, но оно ценно другим -там показываются не только блестящие перспективы (скажем деньги там сразу отпадают за ненадобностью), но и проблемы такого общества. А именно, если у каждого будет доступ к созданию абсолютно всего, то как контролировать создание оружия и наркотиков, например?

Reply

aletheiaagathon October 26 2021, 15:18:14 UTC
Да, я часто встречаю упоминание коммунизма как "общества всеобщего изобилия" и сам мыслил так же. А когда прочел Маркса-Энгельса, то обнаружил, что коммунизм они понимают как "всего лишь" способ организации общества. Такой способ, для которого было достаточно технологического уровня даже 19 века

Reply

integral82 October 26 2021, 15:56:17 UTC
Ну так ведь такое понимание коммунизма именно у Маркса-Энгельса и взято. А потому мы сейчас вероятно о разных "коммунизмах" говорим - в конце-концов, было же у них понятия и "казарменного коммунизма", первобытного коммунизма и так далее.

Я опираюсь в первую очередь вот на такое понимание:

"…На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе со всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, - лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своём знамени: «Каждый по способностям, каждому - по потребностям»"

На счет того, что для достижения изобилия нужен другой производственный базис хорошо высказался Энгельс в АнтиДюринге:
""Мы уже видели выше[77], что дюринговская политическая экономия сводится к положению: капиталистический способ производства вполне хорош и может быть сохранен, но капиталистический способ распределения - от лукавого, и он должен исчезнуть. Теперь мы убедились, что дюринговский «социалитет» представляет собой не что иное, как осуществление этого положения в фантазии. В самом деле, г-н Дюринг не находит почти никаких недостатков в способе производства капиталистического общества как таковом, он хочет сохранить старое разделение труда во всех существенных чертах и потому почти ни слова не может сказать о производстве в проектируемой им хозяйственной коммуне. Конечно, производство - это такая область, где мы имеем дело с осязательными фактами, и «рациональная фантазия» может предоставить здесь полету своей свободной души лишь ничтожный простор, так как опасность осрамиться слишком велика. Другое дело - распределение, которое, по мнению г-на Дюринга, не находится ни в какой связи с производством и определяется не производством, а просто актом воли: оно как бы самим небом предназначено для того, чтобы служить ареной для дюринговской «социальной алхимии»."

Reply

aletheiaagathon October 26 2021, 15:59:29 UTC
Если, говоря про «общество изобилия», вы имеете в виду не просто "коммунизм", а "высшую фазу коммунистического общества", тогда конечно, согласен - я тоже думаю, что переход к коммунизму раскрепостит производительные силы и человека, и позволит добиться прогресса, даже непредставимого сейчас

Reply

integral82 October 26 2021, 16:02:23 UTC
Как мы видим слово коммунизм многозначно, а потому вопрос: "а что под ним понимаете вы"? Как мы можем построить этот самый коммунизм?
В конце-концов, даже Хрущов, обещая построение материальной базы коммунизма к 1980 году, имел в виду ни много ни мало как полную автоматизацию производства.

Reply

aletheiaagathon October 26 2021, 16:08:05 UTC
При моих текущих знаниях и уровне понимания, коммунизм это обобществление собственности и ликвидация разделения труда. на первой стадии он не может быть более изобильным, чем то, что есть сейчас (он же не волшебная палочка, а другая форма организации); зато может быть менее изобильным (если революция будет вооруженной борьбой с сопутствующими разрушениями).

Reply

integral82 October 26 2021, 16:27:03 UTC
С обобществлением более или менее все понятно (в СССР это уже было- как минимум огосударствление), а вот на счет разделения труда -это интересно. Каким образом, по вашему, можно устранить разделение труда так, чтобы это не вело к резкому падению производительности труда, а наоборот - к ее кратному росту?
Ведь разделение труда придумал же не "злой дядя"- это один из способов повышения той самой производительности. К слову, подвиг Стаханова, когда они на троих нарубили 14 норм угля, во многом был достигнут как раз дополнительной специализации в работе (вместо сам рубишь уголь сам крепишь - теперь один рубит, а два параллельно крепят).

Reply

aletheiaagathon October 26 2021, 16:32:27 UTC
"Каким образом, по вашему, можно устранить разделение труда"
Я не знаю. Ответ на этот вопрос мне тоже интересен. С попытками размышления о нем я подступаюсь в моем блоге (метка "разделение труда"), но удовлетворительного ответа пока не нашел

Reply


Leave a comment

Up