В последнее время очень удручает и ужасает многое из того, что я читаю в рунете. И у себя в комментариях, и в различных видео, и в постах. Возможно, потому, что когда наши люди рассуждают про войну и политику - ну ладно; но когда они начинают рассуждать на медицинские темы, психологические, в общем, личностные (например, что-то про ЛГБТ опять
(
Read more... )
Reply
В реальности вероятность оказаться в подобной ситуации настолько мала (а если уж вы оказались, то, скорее всего, ваши действия и так регламентированы какими-то служебными протоколами, которые составлялись практиками, а не философами, либо вам просто некогда будет рассуждать и действовать аналитически), что её даже изучать нет смысла - а философ к тому же придумает всё так, чтобы вы в любом случае чувствовали себя дерьмом, что бы вы ни решили.
В сущности, это не регламентация этики, а её размытие. Всем ясно, что надо спасать миллион человек вместо одного, но философ спросит вас, а как насчёт выбора между 999.999 или миллионом - и спросит он строго затем, чтобы вы колебались в выборе между одним и миллионом.
Reply
Reply
Универсального этического решения чего? Мы каждый день перенаправляем вагонетки на пути с привязанными людьми?
Философ как раз берёт реальный многообразнейший комплекс ситуаций, где от некоторых решений могут зависеть некоторые человеческие жизни, и обобщает его до одного дурацкого сферического коня в вакууме. По вашей версии он говорит - "смотрите, люди, моё животное непригодно для жизни на Земле, на Земле-то всё посложнее будет!". А то мы без него не знали.
Вот у меня конь получше есть, не вакуумный - если где-то собираются западные философы эпохи постмодерна, то, дорогой товарищ, просто не ходи на совет нечестивых, и занимайся лучше по своим прямым обязанностям дальнейшим укреплением безопасности шахт, чем балаболов всяких слушать.
Reply
Reply
Я упомянул слово "абстракция". Когда я студенту объясняю, что при нулевом сопротивлении сила тока в участке электрической цепи будет бесконечной, это не значит, что я каждый день имею дело с нулевым сопротивлением. И я в курсе, что сила тока даже теоретически не может быть бесконечной, это бессмысленно с точки зрения физики. И про то что элементы, которые являются в чистом виде сопротивлением бывают только на схемах тоже все в курсе. Это абстракция, которая позволяет понять, что участок цепи закоротили, и расчитывать его сопротивление бессмысленно, его всё равно что нет для расчета.
В чем, на мой взгляд, может быть смысл "проблемы с вагонеткой" я объяснил отвечая на комментарий, который стоит перед моим. Хотя, это, по-моему, и без мих объяснений более чем очевидно, если не цепляться за формальности. Вас, видимо, просто достали любители использовать этот пример буквально.
Reply
https://blau-kraehe.livejournal.com/806261.html?thread=49812597#t49812597
>>>>>>Вас, видимо, просто достали любители использовать этот пример буквально.
Точнее, меня раздражает пристрастие к каким-то умозрительным конструкциям при отсутствии интереса к практическим проблемам. То есть вот, например, ту же вагонетку все охотно обсуждают - но не интересуются ни актуальными вопросами горнодобывающей промышленности, ни вопросами обеспечения безопасности на шахтах, ни даже минимизации ежедневных людских потерь от неконтролируемого автомобилизма.
Reply
Reply
Это мне ещё, кстати, напоминает жажду некоторых наших товарищей по тусовке полностью автоматизировать экономику - мол, нужен один волшебный вагонеточный алгоритм, пусть он сам всё решает, а я лучше на диване полежу, чем изучать проблемы различных отраслей экономики и общества, принимать специальные для каждого случая решения и нести за них ответственность. А на практике единого волшебного алгоритма нет, и вагонеточный вопрос поэтому не имеет практического смысла.
Reply
Reply
Reply
Reply
Вам например знакомы задачи на логику в духе "в канале шириной в один корабль плывут два корабля в одну сторону, а навстречу им два других корабля. Как помочь кораблям разминуться, если рядом есть заводь, куда может поместиться один корабль?" Так вот, никто, задавая подобную задачу, не утверждает, что разумно посылать толпы кораблей через узенький канал, причём сразу в обе стороны. Или в случае задачи "как перевести капусту, козу и волка через реку на одной лодке, если коза может съесть капусту, а волк - козу" никто не утверждает, что на практике разумно возить коз и волков на маленькой лодке безо всяких средств безопасности, чтобы они не покусали капусту, друг друга, извозчика, не убежали в лес и т.д. Задачи всегда и намеренно делают слишком упрощёнными по сравнению с реальностью.
Просто для начала следует рассмотреть правила действия в сферически-вакуумных нереалистичных случаях, упрощённых до одного обстоятельства, а потом уже от них перейти к реалистичным случаям, где действует множество обстоятельств.
Reply
Reply
Reply
Опыты (мысленные) с именно вагонеткой, используются для изучения биологических (нейрофизиологических) основ морали. А в философии подобные проблемы разбирались со времён Древней Греции.
Reply
Leave a comment