Смотрим советское кино. "Вечный зов".

Jan 18, 2021 01:01



Маленькое предисловие: так сложилось, что в детстве я полностью пропустила большую часть советской киноклассики. Я крайне мало смотрела телевизор, у меня было мало времени, а свободное я целиком тратила на книги. Позже я посмотрела кое-что на кассетах - но только самое-самое, многое никогда не видела. Поэтому теперь у меня есть возможность пересмотреть все эти фильмы, и это прекрасно, потому что фильмы великолепные, а восприятие у меня уже не подростковое.

Этот год я решила начать с просмотра советских сериалов, в частности, "Вечного зова". Кто сказал, что в Союзе не было сериалов? 19 серий, каждая из которых длится по 1.5 часа - абсолютно полноценный сериал. Не мини.

Но правда, мыльной оперой его не назовешь. Он "неформатный" и "грузит". Только наладится человек после тяжелого рабочего дня в офисе посмотреть про военные приключения - а ему тут бац, и про страдания каких-то баб, лубофф и запутанные личные отношения героев. И наоборот - захочет кто-нибудь посмотреть про романтические отношения - а тут бац, танки, пушки, оборонный завод и проблемы хлебозаготовок. В общем, в современную развлекаловку не годится. Но мне это, как можно догадаться, как раз и нравится.

Сериал продолжает традиции русской литературы. Первая часть, правда, значительно сильнее последующего, а уж конец и вовсе так себе. Сильные, яркие характеры, глубокие человеческие отношения. Сразу вспоминаются претензии про "таких мужчин не бывает" - так вот же, самые простые мужики, даже не особо грамотные, тяжелейшая работа и суровая жизнь, но однако Иван - чуткий и внимательный к женщине, эмпатичный, спасает Анну не только физически, но и морально; с женой потом ведет себя как искренний друг. Федор - "порядочная сволочь", холодный обольститель, не способный любить никого, кроме себя. Соответственно он относится и к своему гражданскому долгу, родине и товарищам. Потрясающе психологичная сцена, когда в конце жизни, совершив явное преступление, он говорит брату: "Это же вы меня довели, ты и Анна". Он совершенно не способен представить, что сам может быть в чем-то виноват, он ведь идеален, во всем, что он делает, виноваты другие - при том, что эти другие реально-то вообще ничего ему не сделали, это он мучил окружающих. Окружающие виноваты просто тем, что были лучше его - и он это понимал, и это его мучило. Довели бедняжку! Очень жизненный тип.

Тема репрессий тоже раскрыта. Признаюсь, я сама удивлена, у меня осталось в памяти, что об этом "как-то не говорили". и я сама писала, что эта тема, мол, была недостаточно раскрыта - и поэтому перестроечные откровения все так  восприняли. Так вот же, здесь она отлично в художественной форме раскрыта. Показана с одной стороны и острота классовой борьбы, и наличие вполне реальных врагов, в существовании которых нельзя сомневаться - куда же делись-то внезапно все те, кто вел борьбу против красных в гражданскую? И с другой стороны, случаи, когда жертвами становились невинные. Причем в одном случае невинно был посажен человек в результате оговора, оговора по простой личной зависти. В другом посажены невинные в результате действий Полипова, скрытого врага, трусливого эгоиста, готового на все, лишь бы замести следы своей дореволюционной "деятельности". То есть в принципе показана вся сложность жизненной ситуации 30х, кроме того, на фоне общих народных бедствий, тяжелого труда "ужасы сталинизма" как-то меркнут - а вот то, что в результате "сталинизма" народ получает хоть какие-то блага - электричество, радио, трактора, школу, возможность самим решать свои дела на колхозном собрании - очень заметно.

Получается, все в СССР показывали и обо всем говорили, и только те, кому было скучно все вот это смотреть, об этом не слышали.
Но у этих явлений нет простых объяснений "в двух словах", это очень многогранные и сложные явления. Иначе, как в такой форме, или же в форме длинного исторического труда, их и не покажешь.

Дальше идет война. Тут хочу похвалить создателей фильма за аутентичный показ немцев. Они говорят на грамотном богатом немецком языке, акцента я не слышу, явно пользовались помощью братской ГДР. Да и съемки в Веймаре проводились. В отличие от тупых современных немецких сериалов про "русских зверей", немцы показаны отвратительными - но все же людьми. Прежде чем насиловать девушек, они хотя бы ржут и говорят "ну пошли на сеновал". Они разговаривают, у них есть какая-то психология. Они очень, очень плохие люди - но люди, так же, как Федор, например - сволочь, но ведь у него есть братья, которые его любят, надеются, что он как-то "найдет стержень". И этим фашистам авторы оставляют гипотетическую возможность "найти стержень" и стать людьми - стал же человеком. например, Зубов.

Все показано очень трогательно, эмоционально, на пределе, невозможно оторваться. Настоящая эпопея - тут и участь эвакуированных, и нечеловеческая, на пределе сил работа в тылу, и подвиги на войне, и то, как надрывались партийцы-организаторы всего этого.

К сожалению, послевоенная часть сериала сильно сдувается. Последняя серия разочаровала полностью.
Очевидно, это отражение позднесоветской эпохи - все самое интересное с нашим народом произошло до того, дальше вроде и сказать нечего. В последней серии исключительно сводятся счеты с прошлым. Героическая гибель Алейникова и Семена. Посещение могилы Семена. Полипова разоблачили и наказали. Поликарпа наградили. И все, больше ничего хорошего как бы и нет. Не показана новая счастливая жизнь колхоза (а они там должны были жить неплохо, раз Кружилин такой толковый председатель). Сын Поликарпа, которого назначают председателем колхоза (из чего видно, что само понятие колхоза за эти годы резко изменилось) - просто ужасен. Он даже с отцом  говорит в основном газетными штампами. Вообще штампами говорят все, партийные работники в особенности. Ради чего были все эти мучения и подвиги - неясно; наверное, советскому человеку это должно было быть понятно по умолчанию, но на мой взгляд, это должно присутствовать и в фильме. А в фильме ничего этого нет. Лирическая линия Димы с Ганкой, красивые виды (которые были такими же красивыми и до революции) - и собственно, все. Ну ладно, выжившие сыновья Анны стали интересными людьми: Дмитрий поэт, Андрей какой-то крутой ленинградский врач. Конечно, до революции такое для крестьянских детей было немыслимо. Но этого как-то маловато. Не показаны и современные проблемы  - в предпоследней серии опять Полипов как главная заноза в жизни; вот в последней убрали Полипова - и все, настало благолепие, колосится рожь, все делают грамотные агрономы. Да? А ведь еще в предпоследней серии герои довольно правильно рассуждали, что мол, крестьяне уже не хотят работать в колхозе, а стремятся все больше к себе на участок, потому что в колхозе бюрократия все равно приказывает делать непонятно что (= растет отчуждение труда). Но в последней, наверное, колхозники опять прониклись энтузиазмом? Или нет? Мы этого никак не видим.

Но это ладно, в конце концов, если бы тогда были понятны существующие проблемы, может, и Союз бы не рухнул. Ясно, что писатель этого понять не мог. Обращаясь к прошлому, он, естественно, вдохновлялся, и создавал гениальные образы - а в настоящем вроде и смотреть-то не на что, все правильно и скучно.

Но ведь завалена полностью и линия отношений! Главные герои фильма - все же братья Савельевы. И где Иван в последней серии? Его даже непонятно почему из председателей колхоза тишком убрали.
Просто ужасна линия Анны. Это главный женский образ сериала. Ее любил Иван, а она любила Федора, ее жизнь связана с жизнью двух главных героев.  Если в гражданскую ей около 20, то в 1960м (последняя серия) должно быть около 60. Выглядит же она в конце на все 80, и двигается как 80-летняя - с трудом, опираясь на руку сына. Конечно, тогда люди старели раньше, но я помню свою бабушку примерно в ее 60-70 лет - это была седоволосая, но стройная и энергичная женщина, которая легко двигалась. В войну она также работала в колхозе и растила одна 4х детей, фитнесом, как вы понимаете. не занималась.

Совершенно нелогично то, что Анна и Иван не сделали ни малейшей попытки сойтись вместе. Тогда зачем автору понадобилось убивать жену Ивана? Когда погибла Агата. для меня было очевидно, что следующим ходом Иван и Анна должны как-то сойтись: Анна - первая любовь Ивана, к которой он все еще неравнодушен, она в течение жизни осознала, какой он хороший, и даже прямо корит себя за ошибку, что упустила его в молодости и позарилась на красоту Федора.
Но нет, после войны эти люди много лет живут по отдельности (при том, что как без мужика, так и без бабы в деревенском хозяйстве трудно; что Ивану должен кто-то помогать по хозяйству, у него еще и руки нет, а Анне тоже нужна в хозяйстве мужская помощь). И ничего мы не видим, даже попыток объясниться, хоть подойти друг к другу. Это крупный и серьезный просчет сценариста.

Похоже, сценарист решил, что раз дети Анны стали взрослыми, то все, ей надо заниматься "доживанием" и интересоваться только жизнью выросших детей, а также  лить слезы по погибшему Семену. Никакой своей жизни у женщины старше 50 лет быть не может, это исключено. В принципе, такой настрой у крестьянских женщин, конечно, мог быть - но были в жизни и совсем другие примеры. и почему Анну нужно было показать такой депрессивной и вечно страдающей героиней - неясно. Свою долю счастья она явно заслужила, но сценаристы решили ей эту долю не давать. Как и Ивану, который в последней серии просто исчезает в никуда. Зато показаны какие-то никому не интересные партийные начальники и штампованный Вася Кружилин, до того почти не появлявшийся в фильме.

В общем, надо почитать книгу, скорее всего, там все несколько иначе.
Сериал однозначно стоит просмотра. Если не считать неудачного конца, это практически "Война и мир" ХХ века.

советское кино

Previous post Next post
Up