Объяснение второе. Оно исходит из идеологии американского капитализма.Идеология американского капитализма это просто протестантские религиозные догматы, усвоенные на уровне культурного кода, то, что Макс Вебер называл "протестансткой этикой" - свободная конкуренция "естественных человеков", освобожденных от феодального сословного неравенства и господствующей церкви, "блудницы Вавилонской", занимающейся оправданием тиранов постфактум; в ходе которой грешники сгинут, а праведники, чей уровень праведности прямо измеряется размером богатства, процветут
( ... )
Ну да, здесь можно еще вдаться в длинные рассуждения, какой именно базис потребовал именно вот такой идеологии, климат, возможность индивидуального фермерства, пространство, бытие "пионеров" - пошел и захватил нужный тебе участок земли... но это все как бы за скобками.
В общем-то в Америке и политическая практика столь же религиозна - когда там президент, к примеру, проводит традиционный молитвенный завтрак, противостоит "безбожному коммунизму" и апеллирует к "Граду на Холме", т. е. прямо к протестантскому религиозному трактату. Большинство у нас этого просто не воспринимает и не понимает, считая действия политической элиты США обусловленной только прибылью и корыстью. А для них прибыль - это прежде всего следствие и подтверждение их праведности, богоизбранности и благодати.
Я сам только недавно осознал, что США такая же теократическая республика, как исламская республика Иран, где со звериной серьёзностью борются с происками джиннов - только на 200 лет старше, вследствие чего накал религиозности несколько выцвел, но никуда не делся.
Ага, экстраполяция суперпозиции избранничества "мы спасаем мир от" и далее по списку на социум повышает надои и всхожесть на всех уровнях лучше, чем затёртая до дыр тема "золушки", как слегка причёсанной христианской парадигмы "терпиле здесь воздастся там". Далее строго по Пелевину - человек устроен сложнее помидора, но это парадоксальным образом упрощает управлением им. Если помидору нужна для роста действительно хорошая музыка, то человеку достаточно сказать, что то говно, которое он слушает, и есть хорошая музыка...
К тому времени, когда Вебер изобрел собственную протестантскую этику, Штаты уже существовали, и основали их радикальные проиестанты с этикой, противоположной веберовской. Название одного из их направлений - пуритане - даже стало символом аскетизма.
Кстати, да. Вообще идея материального успеха как мерила праведности и/или Божьего благоволения (т.н. "теология процветания") - изобретение намного более позднее, и всеми более-менее традиционные протестантами (от лютеран до баптистов) почитаемое за дремучую ересь (в самом крайнем случае - может встречаться мысль о том, что Бог может благословить кого-то богатством, но и в этом случае ожидается, что оно должно служить благу общества, а если не - значит, что-то не так с плодом Духа и с праведностью соответственно).
Да не вопрос, есть там такой тезис. Вопрос в том, насколько грамотно считать вывод о материальном благополучии как признаке спасенности/избранности напрямую из него выводящимся, если, к примеру, в классических кальвинистских вероисповедных документах в качестве такового признака главный акцент делается на добродетельной жизни христианина (а представления о христианских добродетелях во всех конфессиях плюс-минус близкие, различия только в расстановке акцентов, как правило).
Еще бы, протестантизм, особенно кальвинизм, абсолютно категоричен в отношении предопределения. Свобода воли начисто исключается. Спасутся избранные! и точка. Ничем нельзя это изменить - ни верой, ни добродетельными поступками, ни праведным трудом. Все это необходимо, но не ради спасения, а в исполнение предназначения. Тут у паствы и должен возникнуть наивный вопрос: а как узнать, что мне предназначен рай? И начинаются увертки: бог указывает на избранных тем, что им сопутствует успех и прочая ересь.
Ну я не знаю, конечно, но мне в основном попадались такие мнения,что избранность проявляется не столько в материальном успехе, сколько в тех самых плодах Духа, о которых писал ап.Павел в послании Галатам. В любви к людям и стремлении служить им. Материальный успех здесь может рассматриваться в лучшем случае как (ожидаемый) инструмент этого служения, а не как самостоятельный критерий. И да, кроме кальвинизма в протестантизме есть ещё арминианство (чуть ли не более распространенное течение на сегодняшний день), которое свободу воли вполне себе признает, а к теории предызбрания относится несколько скептически, мягко говоря.
Однако именно мнение Вебера многие склонны считать чуть ли не сущностью протестантизма. Р.S. Ну да, есть теперь, над чем поломать голову - с чем связан такой зигзаг именно во времена Вебера.
Reply
Reply
Я сам только недавно осознал, что США такая же теократическая республика, как исламская республика Иран, где со звериной серьёзностью борются с происками джиннов - только на 200 лет старше, вследствие чего накал религиозности несколько выцвел, но никуда не делся.
Reply
Далее строго по Пелевину - человек устроен сложнее помидора, но это парадоксальным образом упрощает управлением им. Если помидору нужна для роста действительно хорошая музыка, то человеку достаточно сказать, что то говно, которое он слушает, и есть хорошая музыка...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Тут у паствы и должен возникнуть наивный вопрос: а как узнать, что мне предназначен рай? И начинаются увертки: бог указывает на избранных тем, что им сопутствует успех и прочая ересь.
Reply
И да, кроме кальвинизма в протестантизме есть ещё арминианство (чуть ли не более распространенное течение на сегодняшний день), которое свободу воли вполне себе признает, а к теории предызбрания относится несколько скептически, мягко говоря.
Reply
Р.S. Ну да, есть теперь, над чем поломать голову - с чем связан такой зигзаг именно во времена Вебера.
Reply
Reply
Leave a comment