>Человек может быть настоящим мистиком (а вернее, судя по вашему об,яснению, анимистом), только будучи частью природы - как бушмены или доколумбовы индейцы.
Ну да, жить возле природы и вместе с ней. Тем не менее я разделил бы мистиков и анимистов. Мистиком, то есть человеком, который испытывает ощущения трансцендирования своего опыта вовне, в неведомое, может быть каждый. Например, великим мистиком, создателем фантасмагорий был А. Грин, советский писатель, автор книг "Алые паруса" и "Бегущая по волнам". Там, в этих книгах именно что мистика, не религиозная причем, просто трансцендирование опыта от ощущений единства сущего (а также от единства прошлого, настоящего и будущего, то что Грин называет "зов Несбывшегося"). А вот религиозным мистиком, испытывающим постоянные ощущения от единства именно с природой, да, может быть только человек живущий как бы "перед лицом" природы, на природе. Но и его религиозные ощущения, претерпевая рациональную интерпретацию, могут привести его хоть к анимизму, хоть к политеизму, хоть к пантеизму, хоть к дуализму, хоть к монотеизму. Смотря в какой эпохе он живет и каков уровень религиозного развития. Например, христианские отшельники жили на природе и, безусловно, имели чувство сопричастности природе до такой степени, что некоторые их переживания напоминают переживания индийских аскетов. Так, один святой увидел на стене своей кельи мышей и плеснул в них кипятком. Когда он увидел их агонию и страдания, он пал ниц и несколько дней провел без еды и воды, слезно моля Бога о прощении за "жестокость и немилость к твоим творениям" (и описаний подобного в житиях довольно много).
>Но ощущения есть, да. Ночью , подальше от крупных городов, сейчас классно. Особенно в Воронежской области и поюжнее... Опять же комары попритихли)) Природа нашими глазами смотрит сама на себя, по сути.
Природа... Да, вспоминается стихотворение Федора Ивановича Тютчева:
"Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик... В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... "
Ну да, жить возле природы и вместе с ней. Тем не менее я разделил бы мистиков и анимистов. Мистиком, то есть человеком, который испытывает ощущения трансцендирования своего опыта вовне, в неведомое, может быть каждый. Например, великим мистиком, создателем фантасмагорий был А. Грин, советский писатель, автор книг "Алые паруса" и "Бегущая по волнам". Там, в этих книгах именно что мистика, не религиозная причем, просто трансцендирование опыта от ощущений единства сущего (а также от единства прошлого, настоящего и будущего, то что Грин называет "зов Несбывшегося").
А вот религиозным мистиком, испытывающим постоянные ощущения от единства именно с природой, да, может быть только человек живущий как бы "перед лицом" природы, на природе. Но и его религиозные ощущения, претерпевая рациональную интерпретацию, могут привести его хоть к анимизму, хоть к политеизму, хоть к пантеизму, хоть к дуализму, хоть к монотеизму. Смотря в какой эпохе он живет и каков уровень религиозного развития. Например, христианские отшельники жили на природе и, безусловно, имели чувство сопричастности природе до такой степени, что некоторые их переживания напоминают переживания индийских аскетов. Так, один святой увидел на стене своей кельи мышей и плеснул в них кипятком. Когда он увидел их агонию и страдания, он пал ниц и несколько дней провел без еды и воды, слезно моля Бога о прощении за "жестокость и немилость к твоим творениям" (и описаний подобного в житиях довольно много).
>Но ощущения есть, да. Ночью , подальше от крупных городов, сейчас классно. Особенно в Воронежской области и поюжнее... Опять же комары попритихли))
Природа нашими глазами смотрит сама на себя, по сути.
Природа... Да, вспоминается стихотворение Федора Ивановича Тютчева:
"Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик...
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык... "
Reply
Leave a comment