Рождение религии

Aug 15, 2017 16:41

Когда-то давно в школе и в институте на предмете, который назывался "Научный атеизм" нам объясняли это как-то так:
- Вот сидит себе первобытный кроманьонец в пещере, вокруг рычат саблезубые тигры, хлещут молнии, грохочет гром, а еще бывают землетрясения и цунами. Объяснить себе все это кроманьонец не может, вот и придумывает всякую ерунду - мол, духи управляют удачей на охоте, а какой-нибудь Великий Маниту (или как он там у них назывался - никто не знает) мечет молнии с неба. Так, мол, и появилась религия.

Но это все было совершенно не так.
На самом деле от того, что человек не может себе объяснить что-то и хочет получить иллюзию контроля, и в самом деле можно что-то выдумать. Мы до сих пор этим занимаемся. Это называется суеверие. Все вот эти черные кошки, "удачные" и "неудачные" дни, черные полосы, гадания на картах и на интернет-сайтах, гороскопы все эти - на нас это действует страшно притягательно. Не, мы, конечно, не дураки, и понимаем, что все это ерунда.
Но нам хочется иметь иллюзию, что мы можем как-то управлять случайностями. Ну очень хочется! В трудную минуту это утешение - просто сказать себе "это черная полоса. дальше будет легче".
Некоторые даже искренне верят во все эти приметы и гадания. Да чо уж там, вообще-то почти все верят, разве нет? Ну не всерьез, конечно.

Но это не имеет никакого отношения к религии. Это именно суеверия.

А религия возникла по-другому.
Однажды кроманьонец (а может, даже уже хомо эректус какой-нибудь) сидел у костра звездной ночью. Обожравшись мухоморов, обкурившись травы, он вдруг ощутил свое родство с этими далекими огнями над головой. Раскинув руки, он лег на землю и почувствовал себя единым со всем этим миром - огнем, ночной чернотой, звездами, мотыльками, таинственно молчащим лесом, травой яркими глазами ночного хищника.
Он почувствовал себя - бОльшим, чем он есть на самом деле.
Внезапно этому хомо (а может быть, и даже скорее всего, это была ОНА) стало понятно, что он (или она) - нечто гораздо большее, чем просто безволосая обезьяна с копьем. Что весь этот мир, окружающий его, тяжелый, сложный мир с голодом, травмами, болезнями, смертью, разборками с родичами и врагами, полуживотный еще мир - это неправильный мир, что так не по-человечески, что так не должно быть. Впервые в его (или ее) мозгу забрезжило представление о правильном мире, другом, идеальном. О предназначении человека в мире. О правильных отношениях между людьми. О любви, которая не предает и не кончается. и не ослабевает. То, что в этом правильном мире оказались некие духи, боги или другие сверхъестественные существа - дело, собственно, вторичное. Но обязательное - ведь если есть правильный мир, то он должен быть кем-то населен? Умершими, например. Или высшими, лучшими существами.

Причем дальнейшее фантазирование о деталях этого иного мира - оно уже малорелевантно. Это были фантазии в чистом виде, "мистические прозрения", или, что довольно часто бывает у народов на первых стадиях развития - плод наркотических галлюцинаций. В общем, это неважно.
А вот само ощущение иного, правильного мира - оно было истинным, потому что этот мир - есть.
Ну вот он просто есть, и все. И он не  имеет корней в этом мире - он существует сам по себе, как идея, и как ее реальное воплощение где-то в другом... месте, времени? Там, где нет ни места, ни времени?

Но отрадой мне дума,
Что бессилен был тот,
Кто пустыней хотел
Ограничить мой взор,
Столь наивно решив,
Что людей создает
Человеческий мир,
Человеческий вздор
(С.Калугин)

Кстати говоря, представления о "правильном мире" и его деталях могли быть ну очень различными, но на эмоциональном уровне люди очень хорошо понимают друг друга, говоря об этом мире - как о "Царствии Небесном" или ином образе рая.
Как сказано у Исайи: "на руках будут носить вас и на коленях ласкать". Вот например, точный эмоциональный образ Рая, понятный каждому - без всяких деталей (ну не буквально же понимать эту фразу - она лишь возвращает человека к раннему-раннему детству, когда его держала на руках мама или бабушка, и такой опыт есть почти у каждого).
Но собственно, и это неточно и неполно. Попытки описать правильный мир - это все равно, что потуги слепых, ощупывающих слона.

В тот момент, когда человек осознал - не вот этот мир, который видел вокруг себя - а тот, которого нет, но он есть (точно есть!), который трансцендентен - собственно, этот миг можно считать мигом рождения человеческого разума.
Некоторые животные могут говорить, многие могут мыслить. Где грань между мышлением человека - и обезьяны? А она вот здесь, в осознании Мира Иного.

У Веркора в "Люди или животные" речь идет об установлении такой грани - найдено племя непонятной природы, не то это уже люди, не то еще обезьяны, и вот необходимо точно решить, животные ли это или уже люди. И эту грань находят, отнеся племя все-таки к людям - по тому признаку, что у них наблюдались зачатки религии. Раньше эта мысль казалась мне надуманной, но сейчас я думаю, что это верно.

Потому что это первое осознание мира иного - может быть! - было первой попыткой смоделировать мысленно правильный мир. Мысленная модель предшествует любому труду, любому преобразованию. Чтобы выточить копье, нужно сначала представить его правильный, идеальный образ.
В тот момент, когда человек мысленно смоделировал правильный мир (в отличие от этого, с его недостатками и ужасами) - он впервые сделал заявку на то, чтобы когда-нибудь этот правильный мир создать. Чтобы перестроить вот этот, неправильный. Человек впервые сделал заявку на то, что он - разумный преобразователь природы.

Разумеется, фантазий и безумных видений вокруг этого впоследствии было накручено невероятное множество.
Да и ведь хочется понять - где расположен этот "иной мир"? На небе, за облаками, за твердым небесным сводом? На звездах? На некоей невидимой изнанке мира? В трансцендентности? В бестелесности? В далекой-далекой земле?
А может быть, ключ к этому миру - время? И попасть туда можно, только путешествуя во времени - от прошлого к будущему? Но эта мысль возникнет еще очень не скоро, тысячелетия понадобятся для появления такой мысли. Но ведь это для нас время линейно, а на самом деле прошлые и будущие времена с точки зрения иных измерений все существуют одновременно. Следовательно, если тот, прекрасный мир - просто наше будущее, оно существует прямо сейчас. Его прямо сейчас можно почувствовать и чуть-чуть увидеть.
Его прямо сейчас можно создавать - по крупиночке, конечно, по капельке.

Это, конечно, не про религию. Вернее, не только про религию. Не обязательно про религию.
Но если честно, нет в мире большего кайфа, чем иметь хоть какое-то отношение к тому, правильному миру, мечтать о нем, строить его, чувствовать себя к нему причастным.

о мире, общие соображения, про людей

Previous post Next post
Up