Jun 08, 2015 11:41
Когда Ленин писал о справедливости национализма угнетенных наций, мир выглядел несколько иначе.
Мир еще не знал фашизма. Сам по себе национализм, с одной стороны, был основной идеологией любого буржуазного (то есть любого существующего) государства, то есть был этакой неотменимой сущностью. С другой стороны, существовало довольно много наций, угнетенных по национальному признаку не как-нибудь психологически ("назвали чуркой"), а вполне осязаемо, физически - будь то запрет на учебу и профессии, на какие-то виды деятельности, черта оседлости, запрет школ на родном языке и так далее.
Сейчас все это обстоит несколько иначе.
Я не отрицаю того, что и сейчас многие нации считаются "неполноценными", подвергаются определенной дискриминации. Однако все это - остаточные явления настоящей дискриминации. Чернокожие в Америке попадают в тюрьму чаще не потому, что это где-то прописано в законах, а потому что они а. продолжают жить более бедно и реже получать хорошее образование, чем белые, б. сохраняютсят предрассудки.
Все эти проблемы решаются другим образом. В сущности, законы буржуазных государств уже подготовлены во многом к всеобщему равенству - разных наций, мужчин и женщин и т.д. Беда лишь в том, что эти законы и заложенные в них идеалы не выполняются и не могут быть выполнены, пока существует капитализм, классы, частная собственность на средства производства. Лишь после решения этой основной проблемы могут быть решены и проблемы дискриминируемых.
Конкретно же национализм - это не только неполезное течение, это раковая опухоль, которая, начинаясь с безобидного прыщика, с выделения себя-замечательных среди других, незамечательных - приводит к массовым убийствам.
А самое интересное, что сейчас абсолютно любой национализм считает себя "национализмом угнетенных". Ленина националисты, разумеется, не читали, но тренд просекли: главное - объявить свою нацию страдающей! Ленин-то критиковал великорусский шовинизм, этот шовинизм не был и не выдавал себя за "национализм угнетенных", это была обычная имперская убежденность, что вот наш народ "лучше других" и "по праву" ими управляет (аналогично - британский и другие шовинизмы).
А сейчас любой национализм рассказывает первым делом, "как нам плохо живется". Русских, понимаете ли, угнетают "жиды и чурки", немцев - "турки и вообще мигранты" (иногда, как вариант - США), украинцев - москали, израильтян - арабы. Это основа пропаганды любой националистической организации: вытаскиваются какие-то случаи мигрантской преступности, чтобы проиллюстрировать "как страшно жить"; поднимаются сложные исторические обиды вековой и более давности, и так далее.
Даже гитлеровцы начали с того, что объяснили, как жиды угнетают немецкий народ - а что, тоже национализм "угнетенной нации", ептыть. Раз нация угнетена, она имеет право, в конечном итоге, и на создание маленьких уютных газенвагенов и лагерей смерти для "угнетателей" - так вот получается. Собственно, современные израильтяне движутся в том же направлении, хоть еще и не так далеко ушли - раз нас так жестоко угнетали в прошлом, а теперь арабы мешают жить, давайте их тоже немножко поубиваем, имеем ведь право!
То есть современная информационная среда давно уже покончила с каким-то реальным шовинизмом, а любой национализм теперь выдает себя за "национализм угнетенных", по праву или нет - кто теперь разберется? Кто может об этом судить?
Поэтому я бы сказала, сейчас вреден любой национализм. И скорее всего, после гипотетической, когда-нибудь победы социалистической революции, он будет запрещен.
Он будет рассматриваться наравне с раковой опухолью в организме.
нацвопрос