Иногда возникает такая мысль - зачем родились мы, какой смысл заложен в рождении тех, кто вырос и был подготовлен к жизни в СССР - и оказался совершенно в другом мире. Тех, кто родился в 70-е, возможно, 60-е годы.
Мы - промежуточное поколение. Уже люди моложе на 8-10 лет отличаются от нас разительно. Они - на своем месте, они ничего другого и не знали. Слышали что-то в детстве про Ильича (вперемежку с "откровениями" о Ленине-сифилитике и потоками новой религиозной, философской, эзотерической литературы - выбирай на вкус!) Может, даже носили пионерский галстук. Но они начали мыслить уже тогда, когда все распалось. Они выросли в стране распавшихся смыслов, и потом многие из них обрели какие-то другие смыслы - патриотические или оппозиционные (потому что иных, индивидуальных, кажется, уже опять не осталось. Глянешь - вроде эльф в себе, увлечен чем-то совсем посторонним, и политика ни при чем; глянешь еще раз - ан нет, тоже либерал).
У меня было много друзей моложе на те самые 8-10. Я поражалась богатству их знаний о мире - хотя может быть. это не богатство, это всего лишь другое знание, которого я в свое время не приобрела, зато моего - у них нет. Я удивлялась тому, что они совсем-совсем не понимают того, что прекрасно понимаю я и мои сверстники.
Я не думаю,что это лучше. Но они в этом мире - свои. Они его строят, они с ним борются. СССР для них в общем-то не имеет значения. Мои молодые товарищи хорошо относятся к опыту СССР (впрочем, это не русские товарищи - но в данном вопросе и с русскими та же картина). Но для них это абстракция. Для меня - реальная Родина, которую отобрали. Для них это элемент марксистской теории, "позитивный опыт завоеваний рабочего класса", для меня - эмоциональный якорь и элемент мотивации.
Те, кому 60 и больше - прожили значительную часть или большую часть активной жизни (самые старые - всю активную жизнь) в СССР. Они к этой жизни были подготовлены в школе, в детстве, гармонично в нее вошли, работали, строили эту жизнь, воспитывали детей. Да, пережить в конце жизни крушение всего - тяжело. Кто-то нашел в себе силы перестроиться и жить заново, кто-то - нет. Но они - не в промежутке, они уже были там, они уже создавали, творили, искали. Там был их смысл (даже у диссидентов там смысл был в борьбе именно с элементами того мира, того времени - после перестройки их деятельность потеряла смысл; русский рок выродился; тамиздат, как выяснилось, не имеет художественной ценности и был нужен лишь в то время для определенных целей).
Они не зря все это делали. Работали, защищали, искали нефть, строили дороги. Они еще какое-то время поддержали этот мир - для нас. "Тебе есть в мире, что забыть. Ты жил - я так же мог бы жить" (с).
А что же мы? Мы - в промежутке. Многие из нас, из моих приблизительных сверстников, как-то устроились. Смогли прочно забыть или переиначить в памяти то, чему их учили. Все мы где-то работаем, кто-то из нас даже якобы делает что-то позитивное для этого мира. Не для своего, заметим, мира. Многие из нас растили детей в 90-е, что, между прочим, само по себе - не фунт изюма. В общем, мы молодцы, конечно. Но мы - не отсюда. И не оттуда, потому что только начали работать в СССР, да и то - уже в мире распадающихся смыслов.
Мы из провала между поколениями. Наше сознание расщеплено.
Прошли десятилетия мучительных поисков смысла. И это были десятилетия, которые могли быть потрачены на что-то другое, созидательное, настоящее. Но мы занимались ерундой: "найдя в скелете мирозданья, который сам построил ты, ячейки черной пустоты, разрушь его до основанья. Как муравей, начни опять искать гармонии единой..." (с) Хотя большинство и не искало никаких смыслов. зачем их искать, и в трещинах мироздания вполне можно осесть, построить домик, заниматься чем-то приятным, зарабатывать деньги. Делая вид, что ты - такой же, как они. Что ты здесь все понимаешь. Что тебе никогда не рассказывали, например, про революцию, про грядущий светлый мир, про героев. Что ты не знал мира, где люди были равны на самом деле. Да если и рассказывали, и знал, какая, в общем-то, разница? Ничего хорошего там не было, одни очереди за колбасой, нет, не было, потому что если допустить, что БЫЛО - то как-то неуютно становится.
Но некоторые помнят, что было, и они-то чувствуют особенно остро, что живут в промежутке.
Что мы сделали? Ничего. Нет, мы еще не состарились, у нас еще многое впереди, но до сих пор мы толком не понимали, что делать.
Разве что вырастили детей, то самое новое поколение, которое уже не промежуточное, а настоящее, и достигнет каких-то, наверное, своих целей.
Я не хочу заканчивать на грустном. Мы поколение промежутка, но в этом и наш ресурс. Потому что нам-то успели все рассказать, и мы успели посмотреть, как это - когда люди живут по-другому; да, уже в распадающемся мире, уже грязь наполняла его до краев и прорвалась в 90-е, но все-таки это было еще по-другому. Мы пережили на своей шкуре две или даже три эпохи, и каждую из них - полноценно. Мы все отчасти эмигранты, эмигранты во времени (и лишь некоторые - еще и в пространстве). Это слабость, это ощущение своей чужеродности везде, но это - и сила, потому что мы больше знаем, наш опыт обширнее и разнообразнее. У нас есть возможность понять больше, чем у тех, кто жил до и живет после нас.
Хорошо бы у нас еще и появилась энергия - действовать.