Sep 07, 2013 08:23
Начала смотреть. Уже после прочитанной книги-оригинала - Нагорный и Рябов, "Повесть об уголовном розыске".
После книги разочаровывает.
Книга на самом деле очень интересная, по крайней мере, довоенные и военные части, потом как-то скисает. Интересна прежде всего атмосферой и бесхитростно излагаемой (а также читаемой между строк) правдой.
Вот несколько эпизодов, которые различаются в книге и в фильме, снятом в 70е.
- В книге главгер приезжает в Петроград и тут же сталкивается с картинами преступности и борьбы с ней. Борьба простая: поймали бандита на месте преступления, революционный патруль отводит к ближайшей стенке и - бабах. Прямо на улице.
1918й год, все на ниточке висит.
В фильме пойманного на месте преступления бандита не расстреливают, а приводят в какое-то учреждение, где сидит важный дядя за столом и говорит, что мол, "будете отвечать по всей строгости революционного закона". Расплывчато так. И бандитов уводят.
По-моему, это как в зеркале отражает эпоху ревизионизма в целом. Зачем "смягчать" правду? Чтобы продемонстрировать, что "мы" вообще всегда были такими мирными, гуманными, безопасными, как в 70е годы? Чтобы упаси боже кто-нибудь не подумал, что в революционном Петрограде могли кого-то расстрелять без предварительного судебного заседания?
Я в целом понимаю, зачем. Массы людей, превращенных в безобидных обывателей, начисто лишенных революционного самосознания, могли плохо отнестись к такой жуткой картине. Нет, большевики не пришли к власти в результате 1й мировой войны и безвластия, когда вокруг был голод, смерть, дикое непрестанное насилие, и не вели себя точно так же, как все. Нет, они с самого начала были такие мудрые, возвышенные, сидели в кабинетиках и распределяли питание для деток. Стреляли только бандиты, за что их мягко журили в кабинетиках и планировали перевоспитание.
Это не теория заговора, это так само собой получалось. Режиссеры чувствовали, куда ветер дует, и снимали правильно.
Что еще характерно. В книге есть очень яркая героиня, Маруся, она там играет одну из ключевых ролей. В фильме ее почти нет, ей отведена бессловесная роль, пара игривых взглядов - и все.
В книге Маруся громко заявляет "и я пойду в уголовный розыск", кто-то пытается возражать, что "это не длля женщин", а большевик Бушмакин говорит: дескать, ну а почему же, у нас женщины освобождены и во всем должны быть равны мужчинам. Женщина в угрозыске - это прекрасно. И ее берут, и она сражается точно так же, как мужчины, абсолютно на равных основаниях.
В фильме у нее НЕТ СЛОВ. И ее вообще нет в угрозыске, какая-то женская фигурка мелькает - и исчезает.
Да, мы ведь все знаем, что революцию сделали исключительно правильные мужчины средних лет, пролетарского происхождения. А женщины-работницы в лучшем случае молча стояли рядом и поднимали руку в нужный момент. Это их роль и их место.
Это 70е годы.
А книга сама по себе жуткая и очень интересная. Особенно первые части и еще военная часть. Именно ошеломляющей искренней правдой. Часть про "37й год" кстати уже в книге явно выхолощена, какие-то намеки, ноль реальности - но ведь уже и книга писалась после Хрущева, когда все происходящее перестало восприниматься как революционный процесс.
Очень интересно читать о создании угрозыска, захватывает атмосфера, когда несколько человек, не образованных, простых людей, которых никто не готовил к власти и к принятию решений, фактически с нуля должны создать государственное учреждение в огромной стране. Жуть. Все буквально висит на соплях, да и то, что сама власть как-то выжила в этой ситуации, кажется абсолютным чудом.
Рождение нового мира в крови и корчах. Но рождение, а не смерть.
про книжки,
фильмы,
СССР