Предисловие.
Это первая попытка. Я сознаю, что у меня немного знаний, но те, у кого их много, почему-то не стремятся их популяризировать. А это знание без широкой распространенности абсолютно бесполезно. Доброжелательные (!) поправки и дополнения принимаются (я вообще не против, если из этого получится коллективный проект). Злобные критики идут
(
Read more... )
И происходят они не от осознанного бытия как такового, а от способа осознания бытия, то есть - от других идей. Про воспитание и образование ты более чем права, но они действуют в идейном поле. А то, находится женщина в гареме, в поле, в доме или в армии, не зависит само по себе от уровня развития производительных сил - из материальных факторов на это влияет лишь биология, а всё остальное есть продукт _идейных_ представлений в обществе.
Мы видим, что практический опыт, исходящий из материальной стороны дела, не менялся всё Средневековье. Но чтобы осознать этот опыт способом, приведшим к промышленной революции и установлению. капитализма, _сначала_ потребовалось изменение идейное - Реформация (прости, это факт) и Просвещение.
Недооценка информационных возможностей для развития производительных сил была одним из факторов, приведших к гибели СССР. Задранный уровень цензуры и затруднение информационого обмена с остальным миром были в числе важных причин технологического отставания, а оно, в свою очередь, повлияло на надрыв системы.
Reply
Да, в СССР была эта проблема, но в СССР была проблема и в базисе! То есть в самом экономическом устройстве. Оно и с самого начала было не чисто социалистическим, и с 60х гг стало все больше меняться в другую сторону (и чтобы балансировать на этой грани, то есть "и капитал приобрести, и невинность соблюсти") приходилось соблюдать цензуру и т.п. Бюрократия и то, что именно она распоряжалась собственностью - это вполне экономическая реальность (хотя как я неоднократно указывала, это все же лучшее положение, чем на Западе - с наличием социальных лифтов и возможности попасть в эту бюрократию). А неверные идеи уже следуют из нее.
Аналогично можно рассмотреть и все другие приведенные примеры.
Reply
Ленин вот тоже писал, что 90% сил надо приложить к "подготовке человека новой формации".
Я точно не знаю, что первично, но факт, что человеческий фактор тоже влияет.
Reply
И тогда материализм в историческом и общественном анализе сведётся лишь к отрицанию учёта непосредственного вмешательства нематериальных существ - что по нынешним временам почти банальность и совместимо со всеми теориями, кроме фундаментализма разных религий.
По сравнению с советской ортодоксией, однозначно заявлявшей что производительные силы именно первичны, твои представления - это, это как мне кажется, ревизионизм. Ты пытаешься закрыть зияющую в советской теории дыру, по которой производительные силы развиваются сами собой благодаря диалектическим законам.
Я, разумеется, не говорю что ревизионизм это плохо! Любая теория нуждается в ревизионизме по мере развития человеческих знаний, а для общественной теории - ещё и накопления реального опыта. Эта дыра немало поучаствовала в провале марксистского эксперимента в СССР, и то, что марксист хочет её закрыть - вполне естественно.
Я не фундаменталист и не считаю, что нам следует при научном анализе общества постулировать Провидение (оно существует, но не нуждается в нашем научном анализе). Потому мне тут не с чем спорить и схлестнёмся мы дальше, например на трудовой теории стоимости.
Reply
Сейчас общепринято, что во всяком случае с 60х гг в СССР стали вводить элементы кап.экономики (самостоятельность предприятий, хозрасчет).
И кстати, это принципиально отличается от идей, которые возникают сами по себе независимо от собственности в произвольно взятой голове. Если чисто житейски подумать, наличие или отсутствие у меня денег/капитала - это вовсе не идеи в моей голове, а самый вполне себе материальный фактор.
Reply
Мысли возникают не сами по себе, но то, кто именно контролирует капитал (особенно если это не лично мыслящий индивид, что верно для подавляющего большинства что в СССР всех периодов что в странах капитализма) - ДАЛЕКО не самый важный из общественных факторов, приводящих к их возникновению. Отношение к личности и к обмену информацией существенно важнее.
Reply
Reply
Reply
Кто-то должен придумать паровую машину и другие изобретения. Достаточно большой % должен быть готов на этой машине работать.
Короче, похоже тут разговор долгий, можно ко мне в журнал.
Reply
Reply
Reply
Факты эпохи Возрождения показывают, что СНАЧАЛА прорыв был в человеческих идеях. И тогда, при ТОМ ЖЕ изначальном уровне производительных сил, внезапно нашёлся путь их развития.
Reply
Reply
Замедленность развития технологий с 10 по 14 век связана с гильдейским способом производства.
Reply
"Замедленность развития технологий с 10 по 14 век связана с гильдейским способом производства"
термин замедленность я бы не стал употреблять, а в остальном конечно связана кто ж с этим спорить то будет
.
Reply
См., например, Бухарин "К постановке проблем теории исторического материализма".
Но все же считать, что в средние века "тысячу лет сидели на одном уровне" - невежественно.
Reply
Leave a comment