Очередной раз про "Мастера и Маргариту".

Apr 20, 2024 14:21


Нет, не этот ваш последний фильм. Скажу честно, услышав о виселицах НКВД, я сразу поняла, что не стоит даже пытаться это смотреть.
Я про книгу. Что-то захотелось перечитать в тысячный раз. Гениально, великий стилист и все такое.


Read more... )

про книжки, не хило быть духовным

Leave a comment

sch_haifisch April 20 2024, 16:08:46 UTC
Часть последствий и у Бенгальского, и у Варенухи, и у Римского (к которому вообще не выдвигалось претензий), и у Бездомного необратимы. И при подобного уровня претензиях можно каждому голову оторвать. И без претензий тоже можно - Берлиоза убил, шайка его несколько домов спалила, включая жилой. Ну а что до тупизны в театре, то конкретно это - такой театр. "Другая половина Москвы" в него и не ходит.)

Положительное ГПУ мыслило в том же правовом поле, что и я.) Эпилог вообще, по-моему, очень хорошо раскрывает авторскую позицию.

>>>>>>что Булгаков намеренно изображал Воланда так романтически и волшебно, и вкладывал ему глубокомысленные философские пассажи

Да ну нет в нём ничего волшебного. Так могло казаться в эпоху мистики, эзотерики и декаданса девяностых (мне тогда тоже казалось, ага; впрочем, я и тогда ничего антисоветского в романе не видел). А в нынешние времена возвращения модерна - всего лишь старое хамло в засаленном халате (опять же, халат-то этот в нескольких эпизодах неспроста фигурирует). И философия от него - уровня несвежей осетрины.

Reply

ars_el_scorpio April 20 2024, 17:31:20 UTC
Справедливости ради Воланд Берлиоза не убивал - тот сам под трамвай угодил.
И Аннушка масло тоже сама купила и на трамвайном переходе разлила.

Reply

sch_haifisch April 20 2024, 17:49:08 UTC
Так это только видимость. Берлиоз туда побежал только по итогам разговора с Воландом, причём Воланд сам постарался сделать так, чтобы Берлиоз побольше разволновался и стал спешить. Если бы Воланд не хотел, чтобы Берлиоз погиб, он бы просто иначе обставил их встречу. А он хотел - ему нужна была и квартира Берлиоза, и сам Берлиоз для каких-то ритуальных целей на балу. И Воланд знал всё, что случится с Берлиозом по итогам их встречи - то есть, по существу, обставил план убийства.

Это даже выводя за скобки соображения Бездомного, что Воланд мог Берлиоза дополнительно магически толкнуть под трамвай. Читатель-то над этим обычно смеётся ("ха-ха-ха, вот псих наш Иванушка, мы-то знаем, что это всё судьба и Аннушка, а замечательный мудрый Воланд ни при чём"), а зря, потому что, объективно говоря, смехотворность версии Бездомного ниоткуда не следует, кроме как из заведомой симпатии читателя к Воланду и заведомого рассмотрения Бездомного как недалёкого парня с помрачением рассудка.

Reply

ars_el_scorpio April 21 2024, 13:12:45 UTC

Берлиоз туда побежал только по итогам разговора с Воландом, причём Воланд сам постарался сделать так, чтобы Берлиоз побольше разволновался и стал спешить.

----------

А может быть наоборот Воланд выбрал Берлиоза, потому что тот и без него по ходу разговора с Бездомным (или кем-нибудь ещё) разволновался бы и угодил под трамвай.

Предсказания будущего и конкретно смерти в художественных произведениях - это вообще очень сложная область. В одних произведениях персонажу удаётся избежать предсказанной смерти, в других - персонаж гибнет именно от попыток её предотвратить. Бывает даже так. что персонажи погибают в указанные моменты в любом случае.

Кстати, из множества людей от встречи с Воландом ещё погибает только барон Майгель, которого Азазело явно убивает после слов мессира о том, что "шпион и доносчик" Майгель уже обречён.

Reply

blau_kraehe April 20 2024, 18:53:14 UTC

Насчет философии я так и написала, хотя в 20 лет это, конечно, мне нравилось и казалось крайне глубокомысленным :)) Так я и Бердяева тогда запоем читала.

По всему остальному - так или иначе, у Булгакова Воланд прямо выполняет поручения Бога (см. в конце распоряжение сверху по поводу Мастера). В остальном Коровьев с Бегемотом - это разбушевавшаяся анархия (с Берлиозом вопрос сложный, вероятнее всего, там все-таки именно что была предвиденная цепь случайностей), стихия, которая не имеет юридического измерения. Для Булгакова они травят Мастера и все живое и настоящее, и поэтому не заслуживают снисхождения - хотя да, в итоге Булгаков позволяет психиатрам и милиции навести во всем порядок и признает, что это в конечном итоге правильно. Но Воланд у него - это не отрицательный персонаж, это именно что часть божественного, и это все вполне в русле эзотерики Серебряного века, как я уже и написала.

Reply

neprosto April 20 2024, 21:21:54 UTC

Эмм... и вы, и ваш оппонент почему-то трактуют явно указанную в тексте просьбу В. о судьбе МиМ как распоряжение.

Reply


Leave a comment

Up