Глава 16 (продолжение)
Бедный обреченный на смерть Андрей тоже, по-моему, сообразил, что мадам спасла его от самоубийства или какой-нибудь такой гибели, которая не решит его проблем. Пагубное пристрастие к низкосортной литературе, улыбнувшись уголками рта заплетает он, дарит тебя дурной привычкой бросать в водоем, кишащий муренами и пираньями, несимпатичных тебе людей (идея взята из школьного «Тентена»). Откуда это? - только не говори, что из «Тентена»
[1]. Маша громко - немножко слишком громко, чтобы оставаться естественной - возмущается, как это он осмелился обозвать себя «несимпатичным». Да я только тебя всегда… Тут ее заклинивает - а я предупреждала, ее душа повреждена настолько, что язык не в состоянии выговорить слово «любовь», если оно не входит в состав цитаты. Андрей пользуется паузой: business before pleasure
[2], Машет, выводи свою коллекцию. Так и быть - раз тебя до сих пор так напрягает Лена Калмановская, можешь ограничиться нашими из школы, если наберется двенадцать. Как раз! - радостно чирикает мадам, ты такой милый, вот увидишь, какой я буду тебе восхитительной любовницей… Ой, да у меня вся краска поплыла, а ты мне ничего не говоришь, вот какой ты противный!
Только что было сказано, что я чрезвычайно мил, а первое слово дороже второго, замечает Андрей. Просто умойся и идем. По-моему, тебе нечего скрывать за слоем штукатурки. Ну да! - ворчит мадам. Все девицы будут при параде, а я одна, как Золушка?.. Машет, ты забыла, что на вас наденут черные мешки, чтобы запутать меня. Скорее покончим с формальностями, и пусть каждый будет вверен своей загробной судьбе.
[1] Популярный французский журнал комиксов
[2] Дело прежде удовольствий (англ.)
Они поднимаются вниз бесконечными лестничными маршами, сначала при свете люминесцентных ламп, потом пробираясь наугад от одного коптящего факела к другому. Маша беззаботно излагает свои принципы отбора хороших девочек для мучений. Некоторые люди не заботятся о своем теле, другие не обращают внимания на свой дух. Встречаются и такие, которые махнули рукой и на дух, и на тело, вроде Ирки Стрижевской. Мне больше всего нравится заброшенный дух в относительно ухоженном теле, вроде Оли, Белышки и Аньки Карамышевой из выпуска 69 года. Впрочем, заброшенные тела меня тоже устраивают, сейчас увидишь, что я сделала со Светкой Рудич - закачаешься! Я чувствую себя уютно рядом с любой заброшенностью, ce qui est affreux, selоn moi, c’est qu’on refuse de souffrir
[1]. Кстати, ты с Караморой переспал? Она, как я поняла, очень даже была не против залечь под тебя прямо на гробе законного мужа, до конца исполнившего интернациональный долг…
По-моему, Андрей достиг того божественного равновесия, когда никакие слова и дела бывшей жены уже не способны вызвать у него каких бы то ни было эмоций. Карамышева? Нет, Маша, такие лошадки не для меня. Возможно, она готовилась стать роковой женщиной, в школе, как ты помнишь, бегала за нашими главными дон-жуанами. Но ее обучение страдало пробелами - в результате мне грозило оказаться в постели с бракованной роковой женщиной.
Наконец лестница завершилась коридором, устланным ковровой дорожкой и зашитым в пластик под дерево на высоту человеческого роста. Главным, если не единственным отличием от рядовой советской конторы был толстый слой паутины, образовавший своего рода навесной потолок. Оттуда на эластичных нитях свешивались, слегка покачиваясь, несколько десятков пауков самого предосудительного вида, но хозяйке стоило бросить взгляд, и они проворно поползли вверх. Полезные твари, пояснила Маша, они ткут паутину снов - страшных, болезненных, унизительных или стыдных, в зависимости от того, какое блюдо готовит cuisinier en chef
[2] темным божествам. Кроме того, с помощью пауков я контролирую свою коллекцию, ты увидишь, они вроде клейких лапок, удерживающих марки на странице альбома… Насколько я помню, ты всю жизнь панически боялась пауков, качнул головой Андрей. Пришлось приспособиться, хотя знал бы ты, чего мне это стоило в самом начале. Кроме того, все мои страхи в школе носили отчасти демонстративный характер - должна же была Машенька уверить тебя, что она слабая, жалконькая, всякий обидеть может… И вообще - если женщина не боится пауков, она вроде и не совсем женщина.
Ладно, мадам опять показывает свою оригинальность и крайнюю эстетность. Сейчас она еще десяток объяснений представит, а нам они вовсе и не интересны. В колонках играет «Страх» Джонни Холлидея, легко заглушая ее разглагольствования:
Elle est le rat qui grimpe au mur
Elle est l'alcool elle est la fièvre
Le roue qui éclate en voiture
Le cauchemar qui balaie le rêve
La peur
Elle viendra un jour pour te bloquer le coeur
La peur
Elle fait l'amour avec l'horreur
[3] По обе стороны коридора тянутся два ряда одинаковых дверей - массивных и, похоже, усиленных внутри металлическими прутьями. В каждой двери на высоте Машиных глаз проделано отверстие с вставленным в него увеличительным стеклом. Двери двойные, обеспечивают полную звукоизоляцию, объясняет хозяйка, в стенах под краской пластик, за пластиком слой резины. Идея заимствована из радиокомитета на Пятницкой, там во французской редакции работала Наташка Трояновская. В 91 году ее размазало по стене собственного дома, а я подобрала, обогрела, согласилась, что все мужики сволочи… ты не представляешь, как эта ни к чему не обязывающая фраза раскрывает женские сердца!... Короче, я ей пообещала вернуть молодость, а она мне помогла спроектировать камеры. Очень была недовольна, когда сама оказалась в одной из них - но ведь я только молодость обещала, а вовсе не свободу! Пусть скажет спасибо, что не вырезала глаза, как строителям храма в «Андрее Рублеве»…
Андрей не удержался, заглянул в ближайший глазок и встретился взглядом с бывшей одноклассницей Ритой Белых. Рита была тщательно причесана, аккуратно накрашена, рот распялен в беззвучном крике с одноименной картины Мунка. Казалось, женщина застыла в какой-то стеклистой субстанции, как доисторический комар в куске янтаря. Маша ровным голосом экскурсовода заплетала из «Золотой ветви» Фрэзера: дескать, наша Риточка имела все, чего душа пожелает, и душа ее всякий раз желала нового и неожиданного, ни на чем толком не останавливаясь. А поскольку мир велик и выбор наслаждений, как ей представлялось, бесконечен, захотела она жить вечно. Первые сто лет все шло хорошо, но потом она стала съеживаться и сморщиваться; дошло до того, что она уже не могла ни стоять, ни ходить, ни трахаться. Но и умереть она не могла. Вначале ее кормили как маленькую девочку, но потом она стала такой крохотной, что ее засунули в бутылку и повесили в церкви. Там она висит и посейчас - величиной она с крысу и раз в году шевелится. …На самом деле, конечно, ты видишь в глазок то, что происходит у нее в голове - если сейчас открыть дверь, скорее всего мы обнаружим ее в постели, всю в слезах. Люди так много думают о том, что они сделали, что засыпают за этим занятием, они не могут вылупиться из яйца, они возвращаются в свою скорлупу и сворачиваются там клубком, откуда это? А еще она может пялиться в телевизор, демонстрирующий избранные мною места из ее совместной жизни с Митькой Фроловым - преждевременный брак всегда, в конце концов, превращается в нечто вроде интеллектуальных яслей - с непременной улыбкой фроловской Леночки в финале. Наконец, мы можем застать ее угрюмо мастурбирующей - я устроила так, что она никогда не достигнет самоудовлетворения. Сколько раз ты с ней спал?
Два, тяжко вздохнув, сознался Андрей. Ну, два с половиной - один раз, когда она из Бельгии вернулась, я ее просто наласкал, она была уж слишком несчастна, прибежала выплакаться - ну, и так получилось. Ты же знаешь, я с Фролом в последние годы дружил, Ритка мне этого никогда не могла простить, слава Богу, иначе наверняка бы каждый день приходила по-соседски… Вот, в этом весь Лебедев, удовлетворенно прерывает его Маша. Она заплакала, а ты и пожалел. Жалостливый ты мой… нет, ты не думай, я тебя не виню, и вообще ты не должен был голодным ходить, но мне за моего мужа обидно - его эксплуатируют всякие, а он не может отказать, потому что иначе, не дай Бог, они заплачут. А Ритка обычная блядь, как простая, elle était belle et ne refusait qu’une fois ce qu’on lui demandait poliment
[4], откуда это? Ну, по крайней мере, после развода такая стала - а как Митька мог от нее не сбежать, когда появилась такая очаровательная Леночка?! …Нет, я, конечно, буду тебе разрешать время от времени трахать наших девиц, я не ревнивая, про Ольку мы вообще уже договорились, но с Белышкой ты лучше мне обещай, что никогда спать не будешь. Ее вечная мука заключается как раз в неподвижности и отсутствии каких бы то ни было ощущений…
Андрей не слушает (я, честно говоря, тоже, чем дальше, тем с большим трудом воспринимаю ее словопоток, это как ржавая вода из душа, когда ты там моешься). Он заглянул в глазок двери напротив, где девица в корсете и кружевных панталончиках сплелась с хитиновой тварью в позе, напоминающей скорее о страппадо, нежели о соитии. Лицо жертвы прикрыто упавшими прядями темных волос. Кто это там - вообще, что ли, не из наших? - интересуется он только чтобы сменить тему. Маша радостно хихикает: не угадал, не угадал! Это Светка Рудич, как раз я тебе обещала показать, что из нее сделала. В классе-то ни один мальчишка на нее никогда внимания не обращал, как на Стрижевскую. Даже хуже - Стрижевская хотя бы отличница, над ней смеются, прозвали «Grosse tête petit cul
[5]», но она существует, а через Светкину голову чуть ли не неприличные анекдоты травили, как будто никакой Рудич не нет. И после школы никто о ней ничего не слышал, хотя училась с половиной наших девиц в Торезе - просто говоря, не хотели вспоминать, потому что вспомнить нечего. Она мне досталась чисто случайно, приволокли на веревке по всей этой грязи, я ее первым делом отмыла, смотрю, и вовсе она не такая уродина, а фигурка просто прелесть. Ну, вернула я ей 27 лет, накрасила как следует, сделала прическу - такая получилась очаровашка, что я ее тут же оттрахала и потом долго слизывала слезки со щек. А потом спрашиваю себя - зачем Светка все старшие классы себя уродовала? Сутулилась, глядела в землю, всячески напускала на себя старушечий вид… Что это - страх перед миром, страх перед мальчиками или страх перед собственным das Es
[6]? Привязала я ее к богомолу и довела фаллоимитатором до такого состояния, что все ее подсознание поперло наружу - знал бы ты, чего наслушалась и на что насмотрелась! Мы, оказывается, сидели в классе с такой лихой либертинкой - Тереза, Жюльетта и мадам Шамвиль
[7] отдыхают… То, что ты сейчас видишь, это не страдания, только небольшой стыд, приправа к основному блюду. Ее настоящая мука - бесконечный перечень упущенных шансов в жизни, шансов, которых больше не представится никогда. Все люди страдают, чтобы не жить, ради того, чтобы систематически уклоняться от жизни, они делают страдание своей главной жизненной задачей. В результате на этой стороне я могу им предъявить череду воспоминаний о том, что было, с тщательным видеорядом альтернатив - что могло быть, не запри они свою эротичность на амбарный замок. И каждый такой видеоряд завершается безжалостным возвращением в память о том, что было на самом деле - платоническая любовница, безалкогольное пиво! Кто бы мог помыслить, что из этой серой мышки выйдет такое изысканное кушанье в стиле рококо…
Ну, вот. Дальше за Риткой Gaga, за Светкой Ольга, потом Маринка Мальгина, Кирюша - тоже та еще штучка, все-таки талант учительницы очень часто ходит под ручку с садистскими комплексами, недаром серийные убийцы оказываются, как правило, хорошими воспитателями и организаторами. Ну, и так далее. Продолжим обход? Нет? А хочешь помочь мне приготовить их на выход? Унижения должны обновляться. Если в точку слабости - главный страх, главный источник страдания - бить надо постоянно, потому что в этой точке боль не притупляется, все остальные удары должны наноситься, когда жертва не ждет. И куда не ждет. Никто из них явно не рассчитывал предстать перед парнем из класса в своем нынешнем унижении. Затем последует переход от жгучего стыда к сумасшедшей надежде - ах, вот он, рыцарь на белом коне, пришел и освободит, и она убежит с ним, окруженная неземным светом, навстречу пожеланиям читательниц женских романов… И с вершины упований - новое низвержение в бездну отчаянья, когда рыцарь мощной дланью сажает на белого коня прелестную Машу, которой и так всегда все достается, и их языки сплетаются в глубоком поцелуе… Ради такого праздничного обеда в Кремле я, может быть, даже Ленку твою вытащу вместо кого-нибудь… ой, нет, не проси даже! Понимаю, что дура, что меня на ней зациклило, потому и придумываю ей самые вычурные мучения, на грани дурного вкуса - и все-таки боюсь, что в последний момент ты подхватишь на белого коня ее вместо меня.
Насколько я помню, у Лены белая идея всегда вызывала отторжение, пробурчал Андрей. А дорогая нашему сердцу blankes’ baasskap
[8] самым возмутительным образом рифмовалась с blamed Holocost
[9], хотя такую рифму не одобрит даже Евтушенко, разве что Энтелис
[10]…
Впрочем, последняя реплика произнесена как бы «в сторону», чтобы мадам на сцене продолжала плести саморазоблачительные кружева и паутины, а сидящая в зале Наташа Агаева поняла, что всю свою жалость он предназначил Оле, а остальные пусть сами решают свои проблемы. На предложение придать своим неожиданным появлением новый привкус бессильным слезам бывших одноклассниц отвечает решительным отказом - увеличивать страдания девочек из хороших семей на его скромный взгляд западло, и даже то, что они вынуждены использовать своих знакомых и подруг в унизительной роли подставных, заставляет его угрызаться совестью. И ему трудно понять чувства Машеньки, обычно столь утонченной и приверженной ценностям класса. А мадам на это заплела из монтерлановых «Прокаженных»: «Je m’étonnais pourquoi je ne souffrais pas. C’est le souvenir du mal que j’ai fait qui m’empêche de souffrir
[11]». Сидящая в зале Наташа Агаева вопит: «Прокаженная - это ты!» и только удивительное в столь юном возрасте самообладание удерживает меня от того, чтобы тут же на месте эту Машку расточить. Что было бы, к сожалению, против правил.
[1] Что для меня ужасно, так это когда кто-то отказывается страдать (фр.)
[2] Шеф-повар (фр.)
[3] Он крыса, забирающаяся по стене, он алкоголь, он лихорадка, взрывающаяся шина на полной скорости, кошмар, что метлой прошелся по сну. Страх - он придет однажды, чтобы остановить биение твоего сердца, страх, что занимается любовью с ужасом (фр.)
[4] она была хорошенькая и, если у нее просили вежливо, отказывала только один раз (фр.)
[5] большая голова маленькая задница (фр.)
[6]«Оно» (нем.), термин психоанализа, бессознательная сторона индивида, основанная на безраздельном господстве принципа наслаждения
[7] Персонажи романов «Философия Терезы», «Новая Жюстина» и «120 дней Содома»
[8] власть белых (африкаанс)
[9] проклятый холокост (англ.)
[10] Популярный автор стихотворных подписей к политическим карикатурам в газете «Правда»
[11] Я поражалась, почему не страдаю, пока не поняла, что страдать мне мешает память о зле, которое я причинила (фр.)