Акустическая система с пассивным излучателем, выпускавшаяся с 1986 года заводами ПО «Микрокомпонент» Министерства электронной промышленности СССР (Учкекенский завод при ОКБ завода «Микрокомпонент» и завод «Спираль», РФ, Карачаево-Черкесия, ст. Зеленчукская), а также в Казани.
Логотип на шильдике в виде поющей птички. Вероятно, произведены колонки в Казани (по разным источникам - Казанским ПО вычислительных систем /КПО ВС/ или Казанским ПО «Элекон»). Во всяком случае, на акустике электрофона «Электроника» Д1-012 от «Элекона» точно такая же птичка. Зеленчукские колонки имели логотип из двух галочек в круге, третий вариант шильдика - с логотипом в виде дельфина. Инструкции по эксплуатации от завода в ст. Зеленчукская были с голубой обложкой. В сети есть вариант (без страницы с указанием производителя) с коричнево-красной.
Одним из случаев, о котором я пожалел впоследствии, стала продажа мной таких колонок, купленных в 1988 году на деньги, заработанные в студенческой поездке «в колхоз». Позже, в эпоху 90-х и места в съемном жилье было мало, и проблемы были совершенно немузыкальные, и казалось, что уж с появлением импортных музыкальных центров время советской техники совершенно точно безвозвратно ушло. Музыкального центра, естественно, давно уже нет и вспомнить о нем нечего. А с некоторых пор стал особенно приятен и звук, и вид этой акустики. Повезло вновь стать обладателем, спустя три десятка лет, отлично сохраненных внешне и технически, что уже редкость. Обычно их перекрашивают и «модернизируют» по своему разумению, но мне дороже и больше нравится именно исходное состояние.
Выпущены обе колонки в сентябре 1987 года, номера 108489 и 108504. Отданы мне коллекционером советской радиотехники и любителем современного качественного звука. За что ему отдельное спасибо. Исполнилась мечта и я опять окунулся в звук из молодости. Есть сторонники пассивных излучателей и противники, я безоговорочно отношусь к первым. Я не слышу никаких призвуков и ухудшений, напротив, НЧ в этом оформлении мне кажутся более приятными.
Удивительно, но шпон корпусов сохранен практически в исходном виде, все динамики под бумажными пломбами-наклейками, резиновые оригинальные ножки на месте.
Заменены только провода, припаянные к родным «хвостам». Освежил шпон льняным маслом. Естественно, частично разобрал, снял декоративные накладки и почистил от «мха». Накладки, несмотря на уверенность многих в пластмассовости из-за внешнего вида, вполне себе литые металлические. Прямоугольный дизайн сеток и их серебристые обрамления своим дизайном отсылают к свежим и модным в конце 80-х колонкам японских магнитол с квадратными диффузорами.
На полках в магазинах среди акустики цвета дерева и круглых блестящих или черных накладок динамиков эти колонки сразу выделялись. Эффектна красная кайма под черными сетками вокруг диффузоров НЧ-головок.
Цена колонок была под стать весу. Перевозка на автобусе из магазина домой - отдельная история, но радость покупки было ничем не испортить.
Пыли было не так много, как могло. Поролон, обрамляющий СЧ- и ВЧ-динамики разложился, став липким. Динамики стоят обычные для S90-подобных колонок: 30ГД-2 (они же 75ГДН-1-4), 15ГД-11А, 10ГД-35. Сопротивление этой акустики 4 Ома.
Бумага диффузоров за 37 лет, конечно, обесцветилась. Покрасил краской для печатей с помощью поролоновой губки. С краской не усердствовал, старался работать поролоном в полусухом состоянии. В азарте не надел перчатки и ходил потом пару дней с черными пальцами.
Купил в отделе автозвука акустический поролон темно-серого цвета, черного не было. Но под сетками совершенно неотличимо. Поролон имеет клеевой слой, весьма липкий. Случайно сложишь материал без защитной пленки, и без порчи уже не разлепить. Делал по оригинальным размерам. Очень экономно получается обрамление ВЧ-головки из вырезаемого кружка для СЧ-динамика. Работали конструкторы плановой экономики, что говорить.
Звук просто отличный. На низах не перегружаются при разумной подводимой мощности. Больше 25-ватт не нужно, слишком громко. Никакой «каши», если стоят на полуметровых подставках.
Заигранные старые вещи, в очередной раз, прослушал по-новому, в сравнении с акустикой от «Амфитона». Ненадолго окунулся в прошлое, чему весьма рад.