Я верю, что мы и наша ферма станем тем самым камнем, брошенным в реку, от которого разойдутся круги

Mar 31, 2014 09:56

Анна Бурмистрова: Я верю, что мы и наша ферма станем тем самым камнем, брошенным в реку, от которого разойдутся круги по воде
О фермерском хозяйстве «Благословение», расположенном на территории национального природного парка «Орловское полесье», его истории, радостях и проблемах, чаяниях и трудовых буднях, мы беседуем с директором фермы Анной Бурмистровой.

- Здравствуйте, Анна, расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось?
- Ферма началась с прочтения заметки в новостном ресурсе под заголовком "Продается ввиду нерентабельности". В моей голове завертелся рой мыслей о том, как хорошо было бы ее возродить. Дело в том, что с детства любимая сказка - "Теремок" с продолжением, где герои после разрушения отстраивают свой новый теремок на совесть. И тут даже на первый взгляд было видно, что ферма - это потенциальная «курочка, несущая золотые яички» (причем не только в материальном смысле, но и в духовном).  Знаете, тратить (инвестировать) в ферму, которая пока не приносит прибыли, - это не подаяние, а воздаяние (земле, Родине, годам в аграрном ВУЗе, предкам). Впервые приехала на пустую тогда еще ферму и почувствовала - НАША, руки чесались все начать обустраивать. Стыдно сейчас за свою наивность, но я не выдернула огромное растение, выросшее на бетоне у порога, чтобы оно делало ферму "дурнушкой" и отпугивало других интересующихся.
В тот момент времени мы даже думать не думали о сельском хозяйстве. Какие могли быть мои дальнейшие действия? Убеждать учредителя? Но почему тогда не космос или геологоразведка? Это так же близко к нашей актуальной деятельности, как и сельское хозяйство... И вот тут случилось настоящее чудо! Несколько событий произошло одновременно - не буду вдаваться в детали - и созрело общее решение: берем!

- Каковы особенности такого сложного механизма как фермерское хозяйство? И есть ли у фермы «Благословение» ее собственные отличительные черты?

- Наша ферма уникальна для нас, она наш «ребенок». Это не сухой проект планирования и разработок научных институтов, а то, что создано по велению души и духовников.  И тут существует опасность наступить на те же грабли, что и в воспитании детей: или перелюбить, или недолюбить. Например, была идея оградить ферму зеленой изгородью из боярышника. Неприступно, экологично, красиво. Да еще корм для птиц заповедника, наблюдение за этими птичками, некоторые из которых занесены в Красную книгу… Как мы эту идею воплощали? Субботник собрали, работников с производства привезли, посадочный материал вручили, инвентарь организовали. Но не тут-то было, солнце уже грозит попрощаться до следующего дня, а нам сажать и сажать. Теоретическое планирование подвело... Так и сажали с фонарями.
Все вопросы по ферме мы, ввиду недостаточного личного  опыта, обсуждали и до сих пор обсуждаем коллегиально. Ассортимент, стратегия, вопросы по обустройству - ничего не проходит мимо. Чем руководствуемся в решениях? Как циркач во время акробатических номеров и вращений не падает, потому что всегда глазами "держит" ось, стержень, так и человеку, чтобы не падать в жизни, нужно перед глазами «держать» ось из принципов, нравственных  начал, заповедей. Вот примерно так мы и развиваем свою ферму: сформировали центральную ось из основных постулатов: экологично, честно, во благо ближнего. Развиваемся, строго придерживаясь заданного направления.

Кроме того, особенность нашей фермы в том, что первые годы мы производили продукцию только для нужд своих сотрудников. Причем первый год был и жуткий дефицит, и очередь на продукцию. На втором году добились достатка и наработали силы и опыт для увеличения объемов. Зачем увеличиваем? Ведь можно остановиться на небольшой уютной, образцово-показательной ферме, которая без особых напрягов обеспечивает потребности своих же сотрудников. Этакая дача при производственном предприятии. Деньги? Деньги в этом проекте - не цель, а лишь инструмент. Инструмент для решения проблем русской деревни. Может быть я наивна, но я верю, что мы и наша ферма станем тем самым камнем, брошенным в реку, от которого разойдутся круги по воде. Возможно, люди вспомнят вкус и пользу натуральных продуктов, появившийся спрос вдохновит бизнесменов возрождать село, начнут создаваться хозяйства, появятся рабочие места, вновь наполнятся жизнью села, отстроится инфраструктура. Я не случайно сказала русская деревня, а не российская. Это отсыл к Святой Руси, ибо очень опасна бездуховная жизнь на селе. Мне кажется, что стержень, который позволит крестьянину оставаться вне соблазнов, - это Православие.

-  Начало пути уже позади. Какие зримые результаты достигнуты за прошедшее время?
- Действительно, начиналось все с особняка в чистом поле. А сейчас навозом пахнет. Это, пожалуй, главное достижение - жизнь бурлит и не останавливается. Причем мы освоили не просто выращивание молодняка на продажу, а полный цикл, включая племенную работу и получение яйца для инкубации. Ассортимент птицы на ферме сейчас тоже радует: страусы, индюшки, куры, перепела, утки.

- Самое время спросить о планах на будущее…

- В этом году запустим небольшой водоем для водоплавающих, начнем получать первое молоко от коз, увеличим площадь под посевами собственных кормовых культур.
Еще появились мысли о создании туристического духовного центра. Это больше, чем просто туризм. У нас в планах разобрать и перевезти старинные избы из брошенных близлежащих деревень, сделать на ферме некий музей русского быта. А жизнь русских людей в не очень далеком прошлом была неразрывно связана с православной верой. Кроме того, Орловская область - территория, находящаяся в непосредственной близости от Курской дуги, здесь так же складывали свои головы за Родину и родную землю русские солдаты. Если провести необходимые поисковые работы, можно представить в музее и историю Великой Отечественной войны. Также мы планируем поставить на территории фермы деревянный храм, домики для проживания гостей, кафе, книжную лавку. Подводя итог, можно сказать, что цель задуманного нами проекта - наполнить туризм нравственной составляющей.
Может быть, не все так быстро сложится, год богат на испытания, но идеи уже обрели такой вес, что от них не отмахнешься.
- Анна, давайте поговорим о рабочих буднях фермы.
- О буднях фермы я стараюсь писать подробно в блоге (http://blagosloven.su/blogs/). День на день не приходится, иногда рутинно, иногда произойдет что-то такое, что не отпускает и во сне. Нам, людям городским и далеким от производства, все в новинку.
Однажды на водонапорную башню прилетала семья аистов. Все их устроило для гнездования: высоко, далеко от трасс и людей, рядом есть и вода, и пища. Во все глаза мы смотрели как потенциальные новоселы  осматривают возможный дом. Большие, величественные, с гордо посаженными головами, длинными шеями, с гигантским размахом крыльев, они деловито прохаживались. Но не тут-то было, выпустили на прогулку наших буянов-топтунов страусов, что и положило конец идиллии аистов. Такого шумного соседства они не перенесли. Но по секрету вам скажу, что после этого визита аистов почти у каждого сотрудника родилось по ребенку. Можно представить, что бы произошло, поселись они у нас на годы.
Сельское хозяйство каждый день дарит сюрпризы (пусть и не всегда приятные), но еще больше красок нашим будням придает место, в котором расположена ферма. Шутка ли, национальный заповедник, в котором целый список флоры и фауны из Красной книги! Хотя для городского жителя и появление обычных лисы или оленя на расстоянии вытянутой руки - уже подарок.

- Можем ли мы говорить, что фермерское хозяйство «Благословение» выполняет свою особую нравственную миссию? И если да, то какую?

- О нравственности можно говорить долго. Я настолько ценю нравственную составляющую работы на ферме, что стараюсь максимально  приобщать своего ребенка к этим поездкам. Городской, изнеженный, играющий по дороге в планшет, он приезжает на ферму и просит: «Пожалуйста, разреши почистить навоз и собрать яйца». То есть, для ребенка нет грязной работы, он ценит этот труд, он видит природу, он понимает, что есть те, кто от нас зависит. Я уверена, что ребенок или подросток, хоть день поработавший на ферме, не позволит себе жестокости по отношению к братьям нашим меньшим. Труд на самом деле облагораживает, а польза сельскохозяйственного труда для детской души в том, что сразу виден отклик животных, это благодарный труд.
К сожалению, современное общество растит нынешнее поколение в другом русле. Я была ошарашена, когда на вопрос завучу в школе: «Почему вся территория в снежных завалах?» - получила ответ: «Технического персонала нет, а детский труд запрещено использовать на благо школы». И вдогонку назидательное: "Мамочка, вы же первая побежите жаловаться, что вашего ребенка на уроке труда заставляли чистить снег! Нельзя принуждать к физическому труду. Ребенок - свободная личность".

Я не хочу жить в мире, в котором свободные личности носятся со своим «я», как с хрустальной вазой, - мы погрязнем в амбициях и разрухе. Родители, я призываю вас прививать детям любовь к труду! Труд не может быть постыден!

Беседовала Юлия Киреева

без ГМО, козы, эко-ферма, павлины, козлята, инкубатор, деревня, тяжелый труд, птенцы, сельское хозяйство, экскурсии, эко-туризм, Благословение, Православная, страусы, цыплята, утки, возрождение, куры, мясная порода, купить, Начало пути, страусиное яйцо, farm life, птица, люди, импритинг, с чего начиналось, основана, утята, праздничный стол, Орловское полесье, Господь, настоящий, экзотическое мясо, круглогодично, Орловская область, о нас, производитель, эко-продукты, фермерское хозяйство

Previous post Next post
Up