В чем отличие "образа" от "подобия"?

Nov 05, 2011 02:33

Одним из основных положений библейской антропологии является учение веры о создании человека по образу и подобию Божию:

«И речé Бóгъ: сотвори́мъ человѣ́ка по о́бразу Нá­шему и по подóбiю» («καὶ εἶπεν ὁ θεός ποιήσωμεν ἄνθρωπον κατ᾿ εἰκόνα ἡμετέραν καὶ καθ᾿ ὁμοίωσιν») (Быт.1:26).




Создание "по образу Божию" - заключает в себе основное отличие человека от всего остального тварного мира. Предание Церкви указывает на печать тайны в богообразности , о чем свидетельствует свт. Григорий Нисский:

«Образ Божий в человеке, поскольку он - образ совершенный, постольку он и образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью».

«Ибо невозможно, - замечает преп. Иоанн Дамаскин, - чтобы среди твари был найден образ, во всем сходно показывающий в себе самом свойства Святой Троицы. Ибо сотворенное и сложное, и скоротечное, и изменчивое, и описуемое, и имеющее внешний вид, и тленное каким образом ясно покажет свободную от всего этого пресущественную Божественную сущность?» (ТИПВ. 1,8).

В постижении тайны богобразности человека тщетны различные определения, но необходима вера в сотворение человека «по образу», как об этом пишет св. Епифаний Кипрский:

«совершенно не должно определять или усиливаться открыть, в какой части заключается образ Божий, но надобно признать, что образ Божий находится вообще в человеке... Надобно верить, что образ Божий находится в человеке, и притом во всем человеке. А где находится и где заключается образ Божий, это ведомо Самому единому Богу, по благодати Своей даровавшему Свой образ человеку» (Свт. Епифаний Кипрский. Панарий. Ересь 70 // Творения св. Епифания Кипрского. Ч. 4. М., 1880. С. 242-244)

Некоторые отцы Церкви указывают на синонимичность слов «образ» и «подобие» в Священном Писании, например, святитель Филарет Дроздов в  своем Толковании на книгу Бытия замечает:

"образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи: потому что в слове Божием часто употребляется одно из этих слов в том же значении, как и оба вместе" (Филарет (Дроздов), митр. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие. Ч. 1. - М.: изд-во Моск. общества любителей дух. просвеще*ния, 1867. - С. 21).

Однако, только в первой главе книги Бытия эти термины употребляются параллельно (Быт.1:26), что дает основание для смыслового различия этих слов. Господь изъявляет Свою волю о сотворении человека «по образу и подобию» (26 стих):

"И речé Бóгъ: сотвори́мъ человѣ́ка по о́бразу Нá­шему и по подóбiю", - но, далее в слове о самом творении (27 стих) указывается на творение лишь «по образу»:

"И сотвори́ Бóгъ человѣ́ка, по о́бразу Бóжiю сотвори́ егó: мýжа и женý сотвори́ и́хъ".

Свт. Григорий Нисский развивает мысль о различии смысла слов «по образу» и «по подобию» следующим образом:

«Почему не осуществлено предполагаемое, почему не сказано: "И сотвори Бог человека по образу Божию, и по подобию? Неужели Творец изнемог? - Безбожно говорить что-либо такое. Неужели Творец изменил Свое намерение? - Безбожно нечто такое и помыслить. Сказал и изменил намерение? - Нет. Священное Писание не говорит ни того, что Творец изнемог, ни того, что намерение осталось неисполненным. По какой причине тогда умолчано - "по подобию"? Причина та, что "по образу" мы имеем по сотворению, а "по подобию" приобретаем по своей воле. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, а стать по подобию Божию - зависит от нашей воли. И то, что зависит от нашей воли, находится в нас только как возможность, а приобретаем его действительно с помощью нашего самодействия. Если бы Господь, намереваясь сотворить нас, не сказал предварительно: "Сотворим человека… и по подобию" и не даровал нам возможности быть по подобию, мы не могли бы своими собственными силами стать подобными Богу. Мы при сотворении получили возможность быть подобными Богу. Но, дав нам эту возможность, Бог оставил нам самим устроять свое подобие с Богом, чтобы удостоить нас за наш подвиг приятной награды и чтобы мы не были подобны безжизненным картинам, которые делают живописцы» (свт. Григорий Нисский. Беседы на слова «Сотворим человека»).

В Септуагинте это различие "по образу" ("κατ᾿ εἰκόνα") и "по подобию" ("καθ᾿ ὁμοίωσιν") глубже, нежели в масоретской редакции Библии. Образ, согласно греческому тексту, - есть нечто реализованное, подобие же - нечто заданное. В Новом Завете динамичность и эсхатологическая направленность "подобия" видна в Первом Послании Апостола Иоанна:

"Возлю́блен­нiи, ны́нѣ чáда Бóжiя есмы́, и не ý яви́ся, чтó бýдемъ: вѣ́мы же, я́ко, егдá яви́т­ся, подóбни (ὅμοι­οι) емý бýдемъ, и́бо ýзримъ егó, я́коже éсть" (1Ин.3:2).

Подобие, таким образом, есть некоторая заданность, перспективно осуществляемая верующим.

"Образ дан человеку от начала, тогда как подобие будет им приобретено впоследствии через усовершенствование", - отмечает сущностную данность "образа" и заданность "подобия" Климент Александрийский (цит. по: архимандрит Киприан (Керн),Антропология в учении св. Григория Паламы. 1996, с. 109-110).

«При самом сотворении моем, я получил "по образу", а по свободной воле становлюсь "по подобию"... Одно дано, а другое осталось незаконченным, чтобы я, усовершенствовав самого себя, стал достойным награды Божией», - поясняет эту же мысль свт. Григорий Нисский (свт. Григорий Нисский. Беседы на слова «Сотворим человека»).

Эта мысль различия образа и подобия является общей для отцов-каппадокийцев:

"В действительности "по подобию" как возможность, потенциально, является тем же самым, что и "по образу", - утверждает свт. Василий Великий, - а практикованием добродетелей, творением добра, евангельской жизнью достигается реальное подобие Божие".

Это положение очевидно и для антиохийского направления святоотеческой мысли:

Под подобием Божиим святой Златоуст разумеет уподобление человека Богу, насколько это возможно, с помощью кротости, смирения и прочих добродетелей вообще (In Genes.horn. 10,3).

"Слова "по образу" обозначают разум и свободную волю, - свидетельствует в своем фундаментальном труде  преподобный Иоанн Дамаскин, - а "по подобию" означают уподобление добродетели, насколько это возможно" (ТИПВ.2.12).

В отличии от образа, подобие есть и дар Божий, и вместе плод усилий самого человека:

"От днíй же Иоáн­на крести́теля досéлѣ цáр­ст­вiе небéсное нýдит­ся {съ нýждею воспрiéмлет­ся}, и нýждницы восхищáютъ é" (Мф.11:12).

Образ Божий есть и в несовершенном человеке, а подобие достигается в стяжании даров Святого Духа, так что естественный для мира "такой [человек] поистине душевен и несовершенен, оставаясь плотским; образ [Божий], который в [нем есть как в] создании, он имеет, подобия же [Божия] от Духа не получил" , - отмечает значение содействия Духа в уподоблении Богу свмч. Ириней Лионский (Против ересей. 5.6).

Данное положение является общим у многих духовных писателей раннего христианства:

"Замысел [Божий] включал две вещи: "по образу" и "по подобию"; сотворение - лишь одну: "по образу … "по образу" дано нам, и от начала и до конца пребывает непревратным; а того, что "по подобию", достигаем после - свободным произволением и собственным трудом"(Псевдо-Василий) struct.hom. (Беседы об устроении человека) 1.19 (М. 30.29А).

Можно в целом обобщить, что достигших  свободным произволением и собственным трудом, при содействии Духа, данного от Творца назначения - подобия Божия (т.е. уподобившихся Богу), так и называют  - преподобные.

Преподобный Максим Исповедник, отмечая природный характер бытия и приснобытия, указывает на личную способность достигать благость и премудрость, относя в человеке к богообразности его природные свойства - бытие и приснобытие, к подобию же то, что обретается по благодати - благость и премудрость:

"Бог, приводя в бытие разумное и умное существо по высочайшей благости Своей, сообщил сим тварям четыре Божественные свойства, их содержащие, охраняющие и спасающие: бытие, приснобытие, благость и премудрость.

Из них два первые даровал существу, а два последние нравственной способности: существу - бытие и приснобытие, а нравственной способности - благость и премудрость, дабы тварь соделывалась тем по причастию, что Он Сам есть по существу.

Посему и сказано, что человек сотворен по образу и по подобию Божию: сотворен по образу,- яко сущий - сущего, яко присносущй - присносущего, хотя и не безначально, впрочем, бесконечно;
сотворен по подобию, яко благий - благого, яко премудрый - премудрого, тем бывая по благодати, чем Бог есть по естеству. По образу Божию есть всякое существо разумное, по подобию же одни добрые и мудрые" (прп. Максим Исповедник. Главы о любви).

Это учение мы видим и в русской богословской традиции. Святитель Феофан Затворник пишет о природном характере "образа Божия" и личном достижении подобия через познание истины:

"Образ Божий состоит в естестве души, а подобие - в свободно приобретаемых ею Богоподобных качествах. То, что душа наша невещественна, проста, духовна, бессмертна, свободна, это относиться к образу Божию; а когда мы должным образом употребляем свойства души: познаём истину, украшаем себя всякими добродетелями (кротостью, милосердием, состраданием, воздержанием, миролюбием, терпением и т. п.), тогда мы приобретаем подобие Божие и уподобляемся Богу" (Домашняя беседа, 1873, вып.6, с.146-147).

антропология

Previous post Next post
Up