PostSkriptum Украина наткнулась на самого невероятного из всех возможных союзников - королевство Саудовская Аравия. Речь идет об одном из наиболее ярких примеров демонстрации закона непредвиденных последствий в новейшей истории. Российская экономика оказалась "сопутствующей жертвой" в саудовской кампании против американского сланцевого газа (и иранской нефти). Война на истощение в Донбассе в большой степени - заложница этой войны на истощение против сланцевого газа.
Подобная ситуация, которую не предвидели русские (да и никто другой, если уж на то пошло), в тот момент, когда было принято решение о вторжении в Украину, по всей видимости, еще многие годы будет держать низкие цены на нефть - истощая силу российской экономики и подрывая способность страны вести войну. Несомненно, непредвиденный катаклизм на Ближнем Востоке может вытолкнуть цены вверх - но следует учитывать, что до сих пор этого не прошло - несмотря на хронический хаос в Ливии и Ираке. К этому следует прибавить тот факт, что ослабление или отмена санкций против Ирана выбросят на рынок еще больше нефти.
Официальная саудовская газета Al-Riadh опубликовала сообщение о том, что в скором времени на территории королевства откроется первый авиастроительный завод. Речь идет совместном производстве с украинским концерном "Антонов". Впервые о проекте заговорил два года назад принц Турки бин Сауд бин Мухаммед , глава проекта Город Науки и Технологий Короля Абдульазиза. Принц рассказал о том, что королевство намерено сотрудничать с украинцами в авиастроении и космической промышленности. Это только один пример развивающегося саудовско-украинского сотрудничества, за которым не только взаимный экономический интерес, но и необходимость противостояния общему геополитическому противнику.
Между тем Кремль вовсе не готовит смелые ядерные удары по ненавистному НАТО. Он присел на корточки в ожидании долгосрочного испытания силы воли. Российские стратеги уверены, что в конце концов, рынки торговли углеводородами снова поднимутся, Запад устанет от санкций, западная решительность и солидарность раскрошатся, а украинцы вернутся к своей классической исторической роли и превратятся в своих собственных худших врагов. После этого Россия сможет влезть в Украину гораздо глубже и при более благоприятных условиях.
Но в реальности можно лишь догадываться о том, сыграет ли время в пользу русских. Москва бессильна и не может влиять на саудовскую энергетическую политику. Поэтому у России нет иного выхода, кроме как затягивать пояса в ожидании следующего углеводородного бума. Возвращение к 100 долларам за баррель маловероятно в ближайшие несколько лет, и не гарантировано даже в среднесрочной перспективе. Бывший министр финансов Алексей Кудрин предупреждает, что у России впереди - пять лет стагнации, и она не входит в эту фазу конфликта с позиций экономической силы.
Для того, чтобы добиться облегчения санкций Запада, необходимо поддерживать хотя бы видимость прекращения огня на Донбассе. По иронии судьбы, это не позволяет Москве воспользоваться своим подавляющим военным превосходством, что дает украинцам передышку, в ходе которой они могут консолидировать свою национальную идентичность и государственность. Недавний уход в отставку губернатора Днепропетровска Игоря Коломойского можно расценивать как демонстрацию воли и способности Киева ограничить власть украинских олигархов. Еще более удивительно поведение самого Коломойского, смирившегося с ограничением собственного влияния в качестве новой нормы поведения в Украине после Януковича. Это может быть признаком того, то надежде Москвы на превращение Украины в государство-банкрот не суждено сбыться.
Возобновление крупномасштабных боевых действий, с другой стороны, не только гарантирует продолжение существующих санкций, но и повлечет введение новых. Более того, те, кто выживет в развалинах Мариуполя или Харькова вряд ли будут приветствовать русских в качестве освободителей. Последние сообщения о том, что в Донбассе начали выплачивать пенсии в рублях подчеркивает тот факт, что России придется брать на себя финансовую ношу в тех частях Украины, которые она контролирует. Распространение этой зоны контроля на другие разоренные регионы Украины лишь утяжелит это финансовое бремя.
Россия, таким образом, загнала саму себя в безвыходную ситуацию. Неустойчивое перемирие Минск II несколько ослабило давление на российскую экономику - но тоже самое относится и к Киеву. России будет трудно еще больше дестабилизировать Украину без возобновления боевых действий, но они повлекут за собой дальнейшие санкции Запада. Без быстрых и легких военных операций по крымскому сценарию на горизонте, Кремль оказался в психологически неудовлетворительном режиме ожидания - ожидания того, что цены на нефть и газ снова вырастут, что западный альянс фрагментируется, и что Украина взорвется. Без серьезной удачи минимум на двух из трех этих фронтов, перед Москвой встает перспектива бесконечного субсидирования изолированного Крыма и разбитого вдребезги Донбасса - в условиях стагнирующей российской экономики. Отсюда может постепенно родиться прозрение - российская стратегия в Украине, несмотря на некоторые тактически блестящие моменты, в конечном счете провалилась.
По материалам: Kirk Bennett. Catch-22 The Failures of Putin’s Ukraine Strategy. American Interest May 6, 2015