Молодой принц, который дорого обойдется Сирии и Йемену

Apr 16, 2015 21:37





PostSkriptum

Властелины Саудии могут обнаружить - но слишком поздно, что они были куда успешнее, чем Иран в разрушении политического статус-кво на Ближнем Востоке.




Последовательность критически важных военных и политических событий повергла Ближний Восток в конвульсии. Наиболее важным из них является "понимание" между Ираном и Западом относительно ограничения иранской ядерной программы - в обмен на ослабление санкций. Открытая враждебность между Ираном и США будет заглушена но это вряд ли повлияет на импульс насилия в Сирии, Ираке и Йемене, которое только набирает обороты.

В любом случае, выгоды от соглашения будут появляться медленно - если появятся вообще, с учетом усилий республиканцев и Израиля торпедировать договоренность. И даже если соглашение будет ратифицировано и осуществлено, его оппоненты имеют все возможности отгородить президента Обаму от дальнейшего сотрудничества с Ираном. По контрасту с улиточной скоростью осуществления этого соглашения, эскалация в Сирии и Йемене нарастает каждый день.

Саудовская Аравия и ее союзники в Заливе больше других заинтересованы в сохранении статус-кво в регионе - и им это удавалось, в той или иной степени в прошлом. Кто мог в конце 50-х предсказать, что арабские националистические и социалистические движения канут в Лету, а Саудовская Аравия как была, так и останется абсолютной монархией? И потому совершенно необычно то, что именно Саудовская Аравия в последние недели стала инициатором радикальных изменений, и готова использовать военную силу ради того, чтобы их гарантировать. В Йемене она начала опустошительную воздушную войну. В Сирии, скооперировавшись с Турцией она помогла экстремистским джихадистским движениям, во главе с Джабхат ан-Нусра, захватить первую провинциальную столицу - Идлиб.

Сауды отказались от своей традиции, которая характеризовалась чрезвычайно осторожной политикой, для достижения целей которой использовался их огромный финансовый капитал - просто для покупки региональных игроков. Сауды также отказались от действий посредством своих сателлитов и от следования в фарватере курса США. В Йемене они бомбят хути и лоялистов Салеха, который совсем недавно был их человеком в Сана. Как и во многих других бомбардировочных кампаниях, сауды начинают осознавать, что без надежного партнера на суше они достигнут не слишком многого. Но если в Йемен будут переброшены сухопутные войска, они окажутся в том же кошмаре, какими были Афганистан и Ирак.

Сауды утверждают, что их интервенция спровоцирована поддерживаемыми Ираном шиитами -зейдитами. Это - больше пропаганда, чем факт. Хути, выходцы из зейдистких племен с севера Йемена, располагают эффективным военным и политическим движением - Ансар Аллах, созданным по образцу ливанской "Хизбаллы" Они отбили шесть правительственных наступательных операций, одну за одной, начиная с 2004 года. Все наступления были начаты бывшим президентом Салехом, тогда - союзником Саудов. Салех - сам зейдит, и база его поддержки - шиитские племена вокруг Саны. Он стал одной из многих жертв Арабской Весны, но тем не менее, многие в армии и в силах безопасности по-прежнему его поддерживают.

Возникает вопрос: чего ради Саудовская Аравия бросилась в это болото, претендуя на то, что Иран якобы дергает за ниточки и управляет своими шиитскими марионетками - несмотря на то, что роль Ирана, как минимум, ограничена? Зейдиты, численность которых составляет около трети 25-милионного населения Йемена, очень отличаются от своих собратьев в Иране и Ираке. В прошлом в Йемене практически не было сектантских суннитско-шиитских противоречий, но саудовская решимость, с которой конфликт загоняется в сектантские рамки, успешно превращает его в таковой.


Частично объяснение может быть найдено во внутренней политике Саудовской Аравии. Мадауи ар-Рашид, профессор в Лондонской Школе Экономики, указывает на то, что сын нового короля Салмана, принц Мухаммед, назначен министром обороны и главой королевского двора. 30-летний Мухаммед намерен установить абсолютное доминирование Саудовской Аравии на Аравийском Полуострове. Мардауи говорит, что Мухаммед, возможно, также стремиться украсить свое имя каким-нибудь красочным титулом, вроде "Победитель Шиитских еретиков и их Персидских Спонсоров в Йемене", с тем, чтобы поднять свой престиж и релевантность среди многочисленных отпрысков и кузенов королевской семьи. Успешная военная операция в Йемене даст ему то, что нужно - отличный послужной список.


Популярная война объединит саудовских либералов и исламистов под королевским знаменем, в то время как диссиденты будут обвинены в предательстве. Победа в Йемене компенсирует провалы в Сирии и Ираке, где Саудов переиграл Иран. Кроме того, это будет очень решительным знаком в отношении американской администрации.

И Йемен не единственная страна, в которой Сауды начинают играть все более активную роль. Президент Сирии Башар Асад на прошлой неделе пережил несколько болезненных поражений. Наиболее важным среди них стало падение провинциальной столицы Идлиб. Идлиб взят Джабхат ан-Нусрой в союзе с двумя другими джихадистскими движениями - Ахрара аш-Шам и Джунд аль-Акса. Лидер Джабхат ан-Нусра, Мухаммед аль-Джулани, немедленно объявил о введении в городе шариата.

Правительство Сирии на прошлой неделе обвинило Турцию в том, что та помогла тысячам боевиков попасть в Идлиб, а также в том, что турецкие средства электронной войны глушили сирийские коммуникации. Одновременно, известный саудовский публицист Джамалдь Хашогги, советник правительства, рассказал о большой роли королевства во взятии города. По его словам, Турция и Саудовская Аравия помогли Джабхат ан-Нусре, а "координация саудовской и турецкой разведок был хороша, как никогда прежде". Удивительно, но это открытое признание в поддержке джихадистких групп, которые США признает террористическими и бомбит, не вызвало никаких возражений в Америке. Между тем, боевики ISIS впервые в полную силу атакуют в провинции Дамаск, и захватили лагерь палестинских беженцев Ярмук - в 10 милях от сердца сирийской столицы.

Саудовская Аравия - не первая монархия, решившая сыграть на патриотизме и стабилизировать свое правление благодаря короткой и победоносной войне. В июле 1914 года правители России, Германии и Австро-Венгрии носились с такими же идеями. Они слишком поздно обнаружили, что отпилили ветку, на которой сидят. Точно также, властелины Саудии могут обнаружить - но слишком поздно, что они были куда успешнее, чем Иран в разрушении политического статус-кво на Ближнем Востоке.

PATRICK COCKBURN Sunday 5 April 2015
A young prince may cost Syria and Yemen dear Independent

Previous post Next post
Up