Польский вопрос

Feb 01, 2016 13:54




(фото с сайта http://odnako.su/)
    До позавчерашнего дня мало кто слышал в России о польской журналистке с канала TVP Марии Пшеломец, несмотря на то, что русофобские демарши - стиль её работы. Но после дискуссии в студии канала с министром культуры России Владимиром Мединским её имя пестрит в заголовках многочисленных СМИ.
Во время дискуссии, превращённой усилиями Пшеломец в настоящее шоу, зашёл разговор о человеке, имя которого радикальными польскими националистами почему-то позиционируется как олицетворяющее преступления советского режима против польского народа - о генерале армии, дважды Герое Советского Союза Иване Даниловиче Черняховском.

В современной польской историографии из Черняховского активно лепится образ сталинского пса, приказывавшего уничтожать представителей польского Сопротивления, сражавшихся за эмигрантское лондонское правительство. Замалчивается то, что именно 3-й Белорусский фронт освободил территории, входящие сейчас в состав Польши. Даже погиб он на территории современной Польши, тогда ещё Восточной Пруссии, в районе городка Пененжно, где в 1970-е годы ему поставят памятник, с таким скандалом демонтированный в прошлом году - ещё одно свидетельство того, о чём говорится выше.

Почему именно Черняховский избран на роль гонителя польских патриотов? Любому здравомыслящему человеку, хоть немного разбирающемуся в структуре советских ведомств того времени, будет ясно, что Черняховский как командир Красной Армии не мог иметь никакого отношения к выявлениям и преследованиям кого-либо как такового - это была прерогатива СМЕРШ и частей НКВД, которые Черняховскому впрямую не подчинялись. И если бы от польской стороны шли стенания по поводу зверств кровавого НКВД, вопросов возникало бы намного меньше.

Думается мне, что попытки выдать Черняховского за главного виновника чего-либо в современной Польше делается далеко не с целью восстановления исторической справедливости и осуждения тех, кто действительно был причастен к чему-либо подобному - нет, здесь попытка именно опорочить память советского полководца, который внёс большой вклад в освобождение Польши. Мол, посмотрите, какой он освободитель, если он проклятый оккупант, уничтожавший польских патриотов?



(фото с сайта http://rusnewsinfo.ru/)
    Но вернёмся в наши дни, к тому вопросу, с которого и начал этот пост. Мария Пшеломец в разгар дискуссии с Мединским бросила фразу: «Он убил моего деда!». Под «им» имеется в виду, как нетрудно догадаться, Черняховский. Причём из фразы следовало, что генерал как минимум лично расстрелял деда журналистки. Согласно публикациям в СМИ, дед Пшеломец, воевавший в составе Армии Крайовой, был арестован советскими войсками в конце войны, но сумел бежать и продолжил вести подрывную деятельность, за что в конце концов в 1952 году был расстрелян. Черняховский, погибший 18 февраля 1945 года, никак не мог быть причастен к его гибели.

Вот мнение об этом представителя польской партии «Смена» Томаша Янковского: «Мария Пшеломец пала жертвой исторической политики Четвертой Речи Посполитой. И здесь ключевым моментом являются необоснованные обвинения в адрес генерала - он якобы ликвидировал командиров Армии Крайовой. Эти расстрелы действительно имели место, но были проведены НКВД. А генерал Черняховский просто интернировал этих солдат по объективным причинам: ни одна армия не может позволить, чтобы в ее тылах действовали подразделения и части, ей не подчиненные. Но ведь он позволил им вступать в Войско Польское, которое сражалось вместе с Красной Армией!»



(фото с сайта politobzor.net)
    Договорить Мединскому толком не дали - Пшеломец, оперативно попрощавшись с телезрителями, покинула студию, оставив министра сидеть, хотя в общем-то, в журналистской практике так не принято. Извинялся за Пшеломец продюсер TVP Марек Чункевич, которому это вышло боком - он поплатился своей должностью, ведь редакция телеканала извиняться была не намерена. Член Совета Федерации от нашей, Смоленской, области Франц Клинцевич прокомментировал это как очередное проявление русофобии как польской государственной политики: «И продюсер, извинившийся перед российским министром культуры за поведение ведущей во время интервью, был уволен именно за то, что не вписался в эту общую логику поведения, которую польские власти пытаются навязать своему обществу».

P.S. Только что в новостях проскочила новость о том, что продюсеру специальных выпусков польского телеканала TVP Мареку Чункевичу, уволенному за извинение перед министром культуры РФ Владимиром Мединским, предложили работу в "Российско-польском центре диалога и согласия".

Культура, Польша, Клинцевич, Мединский, Интервью, Политика

Previous post Next post
Up