Оригинал взят у
tatarkam в
Тюркское боевое искусство-наследие Камов.У татар-тюрков существовало свое боевое искусство,которое называлось"Кара Каплан".Есть сведения ,что этой системой владел татарский просветитель19 века-Шигабутдин Марджани.Достоверно известно,что борцом он был очень хорошим,хотя,вроде особой силой и не отличался.Одерживал много побед на Сабантуях в Заказанье."Кара Каплан-зародившаяся среди тюрко-татар тенгриан система,и особыми секретами этой системы владели Камы-тюркские жрецы.
Вот немного о системе "Кара каплан":
"С древних времен на территории центральной Азии существовала традиция подготовки воинов - мистиков. Родилась она из древних шаманских традиций, но в дальнейшем органически впитала в себя суфийские доктрины совершенствования человека. Кара Каплан в переводе с тюркского языка значит - черный тигр (или черный ягуар). В центральной Азии «Черный Тигр» с древних времен символизировал партизанскую войну против захватчиков. В отряды «черных тигров» в период войны объединялись воины и дервиши. Воины Кара Каплан носили черные чалмы или черные головные уборы, а иногда черную одежду. Как и любая элитарная традиция не чуралась внешней эстетики и стиля.
В мирное время носители этого воинского искусства сохраняли и передавали достойным наследникам древние знания. Эта традиция включала в себя владение оружием, тактику партизанской войны, верховую езду, способы ведения ближнего боя, медицины, психологии, а так же умение общаться с «невидимым миром» и духовные практики. Несмотря на кажущееся сходство с японскими ниндзя Кара Каплан это совершенно другая традиция. Прежде всего, отличается культурная среда и подходы к подготовке. К примеру, рукопашный бой отличался от японских и китайских стилей. К примеру, в технике рукопашного боя очень мало ударов и вообще нет высоких ударов ногами. Нет в Кара Каплан и традиционных формальных комплексов «ката». Есть упражнения близкие к китайскому цигун. Но основу воинской подготовки, конечно, составляло владение оружием и тактика ночных налетов.
В центральной Азии не существовало традиции ритуальной консервации способов ведения боя, как это принято, например в Японии. Важны были принципы. Каждый боец сам выбирал манеру ведения боя исходя из своей физической и психической конституции. Не существовало и единой академической школы. В каждом регионе творчески подходили к обучению. Система была тайной, прежде всего, потому что ислам (господствующая религия центральной Азии) неоднозначно относился к этой традиции.
Духовный аспект Кара Каплан был направлен на управление психическими и физическими силами человека и гармоничное взаимодействие с силами природы. Древняя тюркская культура была очень органично связанна с природой и строилась на почитании законов духового мира. Однако об этих знаниях и способах их передачи информации почти не сохранилось. Хотя возможно и сейчас эта тайная традиция существует на бескрайних просторах Центральной Азии.
У носителей Кара Каплан небыло своей политической, национальной или религиозной доктрины. Хотя традиция имеет древние тюркские корни. В период гражданской войны 1918 -1920г. сражались как на стороне басмачей Туркестана, так и на стороне советской власти. Кстати в советском фильме «Непобедимый» показан некий таинственный клан басмачей, одетых в черное, правда почему-то они демонстрировали приемы каратэ и были однозначными злодеями. На самом деле в глазах простого народа воины Кара Каплан всегда были романтичными героями, независимо от того, чью сторону они занимали. Воевали воины Кара Каплан и в армии барона Унгерна Фон Штернберга и среди красногвардейцев Фруне. Т.е. понимание родины у каждого свое. Во время второй мировой войны наследники традиций Кара Каплан готовили и бойцов НКВД и советских диверсионных отрядов. Но конечно это была уже сильно адаптированная к потребностям другой войны система"
И еще:
Для современного татарского уха, не слышавшего об иной национальной борьбе, кроме курэша на поясах (кушаках), даже само название чуть было не канувшего в Лету единоборства звучит, пожалуй, несколько чужеродно. Между тем "Кара-Каплан" означает в переводе "Леопард". На древнем Востоке пайцза с изображением головы леопарда считалась тамгой, олицетворяющей высшую власть. Белый и черный цвета считались на Востоке священными, а обладатель такой пайцзы был человеком "неприкосновенным".
Так как стиль "Кара-Каплана" до сих пор не стал объектом пристального внимания историков, ученых и спортивных специалистов, сведений о нем очень мало, да и те фрагментарного характера.
В основном эти сведения можно почерпнуть из некоторых китайских источников и тюрко-рунических надписей на каменных стелах, найденных археологами в долинах рек Орхон и Енисей (так называемые "орхоно-енисейские письмена"). Поэтому до поры до времени остается ограничиваться лишь этими источниками и пытаться на их основе представить себе легендарную борьбу наших предков.
Принято считать, что искусство восточного единоборства возникло примерно между III и II веками до нашей эры, в период особенно напряженного противостояния Китая и Великой Степи. К тому времени китайцы научились обрабатывать железо и делать из него оружие, а также орудия труда.
Обладая к тому же подавляющим превосходством в численности населения, китайцы стремились завоевать и подчинить себе соседние и дальние народы и племена, создать не больше не меньше Мировую империю. Однако военные столкновения с жившими на севере от страны тюркскими племенами (гуннами) не приносили успеха воинам Поднебесной и в конце концов поставили страну на грань, как мы бы сейчас сказали, финансово-экономического кризиса, если не краха. С другой стороны, тянувшиеся на протяжении столетий войны способствовали развитию и совершенствованию военного искусства китайцев и рукопашного мастерства их воинов.
Впрочем, те же причины, то есть постоянные войны, рейды и набеги китайцев стимулировали и тюрко-гуннов, которые принялись укреплять военную дисциплину, упорядочили боевой строй своих воинов, усовершенствовали систему рукопашного боя.
Насколько разительно китайцы и тюрки отличались как народы, настолько отличались их системы единоборств, то есть рукопашной схватки. Это отличие отражалось и на военной тактике. Вот что писал о тактике тюрков хан Тэньюкук: "Тюрки по численности не сравнятся с китайцами даже в соотношении один к ста, и все же они успешно противостоят этому государству. Ведь у тюрков, образ жизни которых заключен в поиске богатых пастбищ и обильных рек и озер, нет постоянного места жительства. Кроме того, тюрки заняты почти исключительно военными занятиями. Когда у них есть силы, они идут вперед, на завоевания, когда сил мало, они не воюют, а прячутся, скрываются". Китайские полководцы так характеризовали тюрков: "Перед решительным наступлением превосходящих сил своих врагов тюркские всадники птицами разлетаются, рассыпаются во все стороны, чтобы потом снова оперативно соединиться в мощный кулак и продолжить войну. Таким образом, разогнать тюрков нетрудно, но победить их очень сложно, а уничтожить и вовсе невозможно".
Такая тактика ведения войны, вероятно, не могла не повлиять и на искусство рукопашного боя тюрков. Поддаваясь решительной атаке противника, тюркский борец отступал, чтобы затем ловко использовать силу противника против него же самого.
Искусство тюрко-татарского единоборства расцвело в эпоху Чингисхана. Как известно, в 1223 году в битве на Калке пятитысячный татарский корпус под командованием легендарного полководца Субедея наголову разбил армию русских князей, которая была вчетверо больше. Субедей со своими воинами прошел славный боевой путь от Кореи до побережья Средиземного моря, не потерпев ни одного поражения и одержав 65 крупных побед...
Когда тюркские народы один за другим стали терять независимость и свободу, они постепенно забыли и искусство борьбы "Кара-Каплан". Возникает закономерный вопрос: насколько забыта эта борьба, сохранились ли какие-то черты, движения легендарного некогда искусства предков в повседневной жизни, обычаях и традициях современных татар?
В книге В. Харлампиева "Борьба самбо" (Москва, 1959 г.) есть такие строки:
"В борьбе самбо в настоящее время успешно применяются многие приемы из грузинской, азербайджанской, туркменской и других видов борьбы. В качестве примеров можно назвать "подхват" и "зацеп изнутри", позаимствованные из грузинской борьбы, "зацеп снаружи" - из туркменской, "подсад"- из татарской и др". Тот же автор объясняет: "Подсадами" называются броски, при которых самбист ногой подсаживает ноги или туловище противника для придания его телу вращательного движения".
Учитывая, что в современной татаро-башкирской борьбе "курэш" подобного приема нет, как и вообще приемов, выполняющихся с помощью ног, можно предположить, что "подсад" заимствован из более древнего вида татарской борьбы, возможно, из "Кара-Каплана".
Кроме того, возникает резонный вопрос: "А не лежит ли в основе самбо искусство борьбы тюркских народов, то есть древнетюркского "Кара-Каплана", трансформировавшегося затем в национальные виды борьбы разных тюркских народов - наследников великих тюркских каганатов, Великой Степи?"
Если вспомнить, что большинство кавказских народов и племен составляют тюрки, бок о бок с которыми издавна живут и грузины, это предположение кажется вполне правдоподобным.
Впрочем, обратимся с этими и другими вопросами к Искандеру Галиуллину, с чьим именем связано обретение этой борьбой «нового дыхания».
- Искандер, когда ты стал интересоваться «Кара-Капланом»? Возможно, это произошло в 90-х годах, когда в печати стали появляться публикации об этой несколько странно и сурово называющейся борьбе?
- Помню, как я был удивлен, узнав, что в Казани создана федерация кикбоксинга (!) под названием «Кара-Каплан». Однако с этой борьбой я познакомился гораздо раньше.
Искандер Галиуллин - один из первых мастеров Кара-Каплана.
В возрасте 5-6 лет меня отправили в гости к бабушке в Дюртюлинский район Башкортостана. Бабушка Мухсина (из знаменитого рода мурз Еникеевых) была женщиной хоть и пожилой, но очень подвижной и «боевой». Муж ее погиб на фронте, и бабушке одной пришлось растить, воспитывать кучу детей, так что самостоятельности, жизненной энергии и этой самой боевитости у нее было хоть отбавляй. Когда я, заплаканный и побитый деревенскими сорванцами, пришел домой, бабушка, забросив на время свои дела, принялась обучать меня... драке! Да-да! Именно бабушка была моим первым тренером и именно она пробудила во мне боевой дух, который привел меня позже к увлечению такими видами единоборства, как дзюдо, каратэ, рукопашный бой. Так что в армии я был уже "инструктором" по рукопашному бою. И теперь продолжаю обучать подростков и юношей секретам борьбы.
Еще в школьные годы на одной из тренировок я как-то невольно применил пару-другую приемов, запомнившихся мне благодаря "науке" моей славной бабушки. Соперника я одолел без труда и помню, как тренер заметил, что боролся я как-то нестандартно, но эффективно, и заинтересовался, из какой борьбы продемонстрированные мной приемы. На что я, конечно, не смог дать вразумительного ответа.
Как только в очередной раз я отправился на каникулы к бабушке, не преминул спросить у нее насчет приемов, которым она меня учила. И тогда я впервые услышал про борьбу "Кара-Каплан". Бабушка рассказала мне все, что знала об этой борьбе,
- Например?
- Ее не надо искать где-то далеко, элементами "Кара-Каплана" до сих пор богат наш Сабантуй. Например, национальная борьба курэш, считающаяся гвоздем программы Сабантуя, на самом деле лишь вершина айсберга. Она воплощает собой древний обычай, вернее, дополнительный поединок борцов в спорных случаях, когда оба мастера "Кара-Каплана" выходили на своеобразный борцовский "овер-тайм", но уже с кушаками в руках, Словом, до первого броска.
Да и все игровые состязания Сабантуя - разбивание горшков с завязанными глазами, перетягивание каната, покорение верхушки высокого гладкого шеста (столба), бег в мешках и так далее - все эти состязания входили в систему подготовки и тренировок мастеров "Кара-Каплана", более того, определяли их рейтинг. Ведь раньше к борьбе на Сабантуе допускали лишь самых сильных, ловких, быстрых и смелых джигитов.
- Неужели бег с яйцом в ложке, зажатой в зубах, тоже имеет какое-то отношение к борьбе "Кара-Ка-план"?
- А как же! Это смешное на первый взгляд состязание помогало формировать плавную, гибкую, скользящую технику передвижения, чем-то напоминающую поступь крадущегося леопарда.
- На какие виды единоборств похож "Кара-Каплан" и чем он от них отличается?
- "Кара-Каплан" оказал большое влияние на искусство русского единоборства. Впрочем, это не удивительно, если вспомнить, что русские переняли у татар не только систему государственного устройства, но и военное искусство, о чем свидетельствует множество военных терминов тюркского происхождения. В русской борьбе и тюркском "Кара-Каплане" есть много общих черт. И все же соревнования по "Кара-Ка-плану" отличаются от всех других видов борьбы самим принципом, методом проведения. Например, и в дзюдо, и в самбо, да и в татаро-башкирской курэш, как и в прочих видах, пары соперников определяются путем жеребьевки. То есть допускается элемент случайности. В "Кара-Каплане" нет жеребьевки. На подготовительных, отборочных соревнованиях спортсмены набирают баллы, из которых составляется рейтинг. Именно рейтинг показывает, с кем будет бороться тот или иной атлет. То есть в системе соревнований по "Кара-Каплану" нет места случайности, приоритет отдается силе, ловкости, словом, специальной подготовке. В то же время это отражается и на эстетической стороне соревнований: согласись, и борьба, и борцы должны выглядеть атлетично.
- Подозреваю, что ты и много раньше учил своих воспитанников секретам этого древнего татарского единоборства, не произнося, конечно, этого слова - "Кара-Каплан". Каковы, интересно, были результаты?
- Несколько моих воспитанников служило в горячих точках, и по возвращении домой они говорили, что навыки и приемы "Кара-Каплана" спасли им жизнь.
В течение трех лет я также обучал курсантов Казанского танкового училища боевому виду этой борьбы, и мои воспитанники быстро добились хороших результатов по Приволжскому военному округу. Таким образом, оригинальные приемы рукопашного боя "Кара-Каплан" дали хорошие"