Тюркское боевое искусство-наследие Камов.

Nov 23, 2013 12:29

Оригинал взят у tatarkam в Тюркское боевое искусство-наследие Камов.
У татар-тюрков существовало свое боевое искусство,которое называлось"Кара Каплан".Есть сведения ,что этой системой владел татарский просветитель19 века-Шигабутдин Марджани.Достоверно известно,что борцом он был очень хорошим,хотя,вроде особой силой и не отличался.Одерживал много побед на Сабантуях в Заказанье."Кара Каплан-зародившаяся среди тюрко-татар тенгриан система,и особыми секретами этой системы владели Камы-тюркские жрецы.

Вот немного о системе "Кара каплан":

"С древних времен на территории центральной Азии существовала традиция подготовки воинов - мистиков. Родилась она из древних шаманских традиций, но в дальнейшем органически впитала в себя суфийские доктрины совершенствования человека. Кара Каплан в переводе с тюркского языка значит - черный тигр (или черный ягуар). В центральной Азии «Черный Тигр» с древних времен символизировал партизанскую войну против захватчиков. В отряды «черных тигров» в период войны объединялись воины и дервиши. Воины Кара Каплан носили черные чалмы или черные головные уборы, а иногда черную одежду. Как и любая элитарная традиция не чуралась внешней эстетики и стиля.
В мирное время носители этого воинского искусства сохраняли и передавали достойным наследникам древние знания. Эта традиция включала в себя владение оружием, тактику партизанской войны, верховую езду, способы ведения ближнего боя, медицины, психологии, а так же умение общаться с «невидимым миром» и духовные практики. Несмотря на кажущееся сходство с японскими ниндзя Кара Каплан это совершенно другая традиция. Прежде всего, отличается культурная среда и подходы к подготовке. К примеру, рукопашный бой отличался от японских и китайских стилей. К примеру, в технике рукопашного боя очень мало ударов и вообще нет высоких ударов ногами. Нет в Кара Каплан и традиционных формальных комплексов «ката». Есть упражнения близкие к китайскому цигун. Но основу воинской подготовки, конечно, составляло владение оружием и тактика ночных налетов.
В центральной Азии не существовало традиции ритуальной консервации способов ведения боя, как это принято, например в Японии. Важны были принципы. Каждый боец сам выбирал манеру ведения боя исходя из своей физической и психической конституции. Не существовало и единой академической школы. В каждом регионе творчески подходили к обучению. Система была тайной, прежде всего, потому что ислам (господствующая религия центральной Азии) неоднозначно относился к этой традиции.
Духовный аспект Кара Каплан был направлен на управление психическими и физическими силами человека и гармоничное взаимодействие с силами природы. Древняя тюркская культура была очень органично связанна с природой и строилась на почитании законов духового мира. Однако об этих знаниях и способах их передачи информации почти не сохранилось. Хотя возможно и сейчас эта тайная традиция существует на бескрайних просторах Центральной Азии.
У носителей Кара Каплан небыло своей политической, национальной или религиозной доктрины. Хотя традиция имеет древние тюркские корни. В период гражданской войны 1918 -1920г. сражались как на стороне басмачей Туркестана, так и на стороне советской власти. Кстати в советском фильме «Непобедимый» показан некий таинственный клан басмачей, одетых в черное, правда почему-то они демонстрировали приемы каратэ и были однозначными злодеями. На самом деле в глазах простого народа воины Кара Каплан всегда были романтичными героями, независимо от того, чью сторону они занимали. Воевали воины Кара Каплан и в армии барона Унгерна Фон Штернберга и среди красногвардейцев Фруне. Т.е. понимание родины у каждого свое. Во время второй мировой войны наследники традиций Кара Каплан готовили и бойцов НКВД и советских диверсионных отрядов. Но конечно это была уже сильно адаптированная к потребностям другой войны система"

И еще:

Для современного татар­ского уха, не слышавшего об иной национальной борьбе, кроме курэша на поясах (куша­ках), даже само название чуть было не канувшего в Лету еди­ноборства звучит, пожалуй, не­сколько чужеродно. Между тем "Кара-Каплан" означает в переводе "Леопард". На древ­нем Востоке пайцза с изобра­жением головы леопарда счи­талась тамгой, олицетворяю­щей высшую власть. Белый и черный цвета считались на Востоке священными, а обла­датель такой пайцзы был чело­веком "неприкосновенным".

Так как стиль "Кара-Каплана" до сих пор не стал объ­ектом пристального внимания историков, ученых и спортив­ных специалистов, сведений о нем очень мало, да и те фраг­ментарного характера.

В ос­новном эти сведения можно почерпнуть из некоторых ки­тайских источников и тюрко-рунических надписей на камен­ных стелах, найденных архео­логами в долинах рек Орхон и Енисей (так называемые "орхоно-енисейские письмена"). Поэтому до поры до времени ос­тается ограничиваться лишь этими источниками и пытаться на их основе представить себе легендарную борьбу наших предков.

Принято считать, что ис­кусство восточного единобор­ства возникло примерно меж­ду III и II веками до нашей эры, в период особенно напряженно­го противостояния Китая и Ве­ликой Степи. К тому времени китайцы научились обрабаты­вать железо и делать из него оружие, а также орудия труда.

Обладая к тому же подавляю­щим превосходством в числен­ности населения, китайцы стремились завоевать и подчи­нить себе соседние и дальние народы и племена, создать не больше не меньше Мировую империю. Однако военные столкновения с жившими на севере от страны тюркскими племенами (гуннами) не прино­сили успеха воинам Поднебес­ной и в конце концов постави­ли страну на грань, как мы бы сей­час сказали, финансово-экономического кризиса, если не краха. С другой стороны, тянувшиеся на протяжении столетий войны способствова­ли развитию и совершенство­ванию военного искусства ки­тайцев и рукопашного мастер­ства их воинов.

Впрочем, те же причины, то есть постоян­ные войны, рейды и набеги ки­тайцев стимулировали и тюрко-гуннов, которые принялись укреплять военную дисципли­ну, упорядочили боевой строй своих воинов, усовершенст­вовали систему рукопашного боя.


Насколько разительно ки­тайцы и тюрки отличались как народы, настолько отличались их системы единоборств, то есть рукопашной схватки. Это отличие отражалось и на воен­ной тактике. Вот что писал о тактике тюрков хан Тэньюкук: "Тюрки по численности не сравнятся с китайцами даже в соотношении один к ста, и все же они успешно противостоят этому государству. Ведь у тюр­ков, образ жизни которых за­ключен в поиске богатых паст­бищ и обильных рек и озер, нет постоянного места жительст­ва. Кроме того, тюрки заняты почти исключительно военны­ми занятиями. Когда у них есть силы, они идут вперед, на за­воевания, когда сил мало, они не воюют, а прячутся, скрыва­ются". Китайские полководцы так характеризовали тюрков: "Перед решительным наступ­лением превосходящих сил своих врагов тюркские всад­ники птицами разлетаются, рассыпаются во все стороны, чтобы потом снова оперативно соединиться в мощный кулак и продолжить войну. Таким обра­зом, разогнать тюрков нетруд­но, но победить их очень слож­но, а уничтожить и вовсе не­возможно".

Такая тактика ведения вой­ны, вероятно, не могла не по­влиять и на искусство руко­пашного боя тюрков. Поддава­ясь решительной атаке про­тивника, тюркский борец от­ступал, чтобы затем ловко ис­пользовать силу противника против него же самого.

Искусство тюрко-татар­ского единоборства расцвело в эпоху Чингисхана. Как изве­стно, в 1223 году в битве на Калке пятитысячный татар­ский корпус под командовани­ем легендарного полководца Субедея наголову разбил ар­мию русских князей, которая была вчетверо больше. Субедей со своими воинами про­шел славный боевой путь от Кореи до побережья Среди­земного моря, не потерпев ни одного поражения и одержав 65 крупных побед...

Когда тюркские народы один за другим стали терять независимость и свободу, они постепенно забыли и искусст­во борьбы "Кара-Каплан". Воз­никает закономерный вопрос: насколько забыта эта борьба, сохранились ли какие-то чер­ты, движения легендарного некогда искусства предков в повседневной жизни, обычаях и традициях современных та­тар?

В книге В. Харлампиева "Борьба самбо" (Москва, 1959 г.) есть такие строки:

"В борьбе самбо в настоя­щее время успешно применя­ются многие приемы из грузинской, азербайджанской, туркменской и других видов борьбы. В качестве примеров можно назвать "подхват" и "за­цеп изнутри", позаимствован­ные из грузинской борьбы, "за­цеп снаружи" - из туркмен­ской, "подсад"- из татарской и др". Тот же автор объясняет: "Подсадами" называются брос­ки, при которых самбист ногой подсаживает ноги или тулови­ще противника для придания его телу вращательного дви­жения".

Учитывая, что в современ­ной татаро-башкирской борь­бе "курэш" подобного приема нет, как и вообще приемов, выполняющихся с помощью ног, можно предположить, что "подсад" заимствован из более древнего вида татарской борь­бы, возможно, из "Кара-Каплана".

Кроме того, возникает ре­зонный вопрос: "А не лежит ли в основе самбо искусство борьбы тюркских народов, то есть древнетюркского "Кара-Каплана", трансформировав­шегося затем в национальные виды борьбы разных тюркских народов - наследников великих тюркских каганатов, Великой Степи?"

Если вспомнить, что большинство кавказских наро­дов и племен составляют тюр­ки, бок о бок с которыми из­давна живут и грузины, это предположение кажется впол­не правдоподобным.

Впрочем, обратимся с эти­ми и другими вопросами к Ис­кандеру Галиуллину, с чьим именем связано обретение этой борьбой «нового дыхания».

- Искандер, когда ты стал интересоваться «Кара-Капланом»? Возможно, это произошло в 90-х годах, когда в печати стали появляться публикации об этой несколько странно и сурово называющейся борьбе?

- Помню, как я был удивлен, узнав, что в Казани создана федерация кикбоксинга (!) под названием «Кара-Каплан». Однако с этой борьбой я познакомился гораздо раньше.



Искандер Галиуллин - один из первых мастеров Кара-Каплана.
В возрасте 5-6 лет меня отправили в гости к бабушке в Дюртюлинский район Башкортостана. Бабушка Мухсина (из знаменитого рода мурз Еникеевых) была женщиной хоть и пожилой, но очень подвижной и «боевой». Муж ее погиб на фронте, и бабушке одной пришлось растить, воспиты­вать кучу детей, так что самостоятельности, жизненной энергии и этой самой боевито­сти у нее было хоть отбавляй. Когда я, заплаканный и поби­тый деревенскими сорванца­ми, пришел домой, бабушка, забросив на время свои дела, принялась обучать меня... дра­ке! Да-да! Именно бабушка бы­ла моим первым тренером и именно она пробудила во мне боевой дух, который привел меня позже к увлечению таки­ми видами единоборства, как дзюдо, каратэ, рукопашный бой. Так что в армии я был уже "инструктором" по рукопашно­му бою. И теперь продолжаю обучать подростков и юношей секретам борьбы.

Еще в школьные годы на одной из тренировок я как-то невольно применил пару-другую приемов, запомнившихся мне благодаря "науке" моей славной бабушки. Соперника я одолел без труда и помню, как тренер заметил, что боролся я как-то нестандартно, но эф­фективно, и заинтересовался, из какой борьбы продемонстрированные мной приемы. На что я, конечно, не смог дать вразумительного ответа.

Как только в очередной раз я от­правился на каникулы к бабуш­ке, не преминул спросить у нее насчет приемов, которым она меня учила. И тогда я впервые услышал про борьбу "Кара-Ка­план". Бабушка рассказала мне все, что знала об этой борьбе,

- Например?

- Ее не надо искать где-то далеко, элементами "Кара-Каплана" до сих пор богат наш Сабантуй. Например, нацио­нальная борьба курэш, счита­ющаяся гвоздем программы Сабантуя, на самом деле лишь вершина айсберга. Она вопло­щает собой древний обычай, вернее, дополнительный по­единок борцов в спорных слу­чаях, когда оба мастера "Кара-Каплана" выходили на своеобразный борцовский "овер-тайм", но уже с кушаками в ру­ках, Словом, до первого брос­ка.

Да и все игровые состяза­ния Сабантуя - разбивание горшков с завязанными глазами, перетягивание каната, по­корение верхушки высокого гладкого шеста (столба), бег в мешках и так далее - все эти состязания входили в систему подготовки и тренировок мас­теров "Кара-Каплана", более того, определяли их рейтинг. Ведь раньше к борьбе на Са­бантуе допускали лишь самых сильных, ловких, быстрых и смелых джигитов.

- Неужели бег с яй­цом в ложке, зажатой в зубах, тоже имеет какое-то отношение к борьбе "Кара-Ка-план"?

- А как же! Это смеш­ное на первый взгляд со­стязание помогало фор­мировать плавную, гиб­кую, скользящую технику передвижения, чем-то напоминающую поступь крадущегося леопарда.

- На какие виды единоборств похож "Кара-Каплан" и чем он от них отли­чается?

- "Кара-Каплан" ока­зал большое влияние на искусство русского еди­ноборства. Впрочем, это не удивительно, если вспомнить, что рус­ские переняли у татар не только систему государ­ственного устройства, но и военное искусство, о чем свидетельствует множество военных тер­минов тюркского проис­хождения. В русской борьбе и тюркском "Кара-Каплане" есть много общих черт. И все же со­ревнования по "Кара-Ка-плану" отличаются от всех других видов борь­бы самим принципом, ме­тодом проведения. На­пример, и в дзюдо, и в самбо, да и в татаро-башкирской курэш, как и в прочих видах, пары со­перников определяются путем жеребьевки. То есть допускается эле­мент случайности. В "Кара-Каплане" нет жеребьевки. На подготовительных, отбороч­ных соревнованиях спортсме­ны набирают баллы, из кото­рых составляется рейтинг. Именно рейтинг показывает, с кем будет бороться тот или иной атлет. То есть в системе соревнований по "Кара-Каплану" нет места случайности, приоритет отдается силе, ловкости, словом, специальной подготовке. В то же время это отражается и на эстетической стороне соревнований: согласись, и борьба, и борцы должны выглядеть атлетично.

- Подозреваю, что ты и много раньше учил своих воспитанников секретам этого древнего татарского единоборства, не произнося, конечно, этого слова - "Кара-Каплан". Каковы, интересно, были результаты?

- Несколько моих воспитанников служило в горячих точках, и по возвращении домой они говорили, что навыки и приемы "Кара-Каплана" спасли им жизнь.

В течение трех лет я также обучал курсантов Казанского танкового училища боевому виду этой борьбы, и мои воспитанники быстро добились хороших результатов по Приволжскому военному округу. Таким образом, оригинальные приемы рукопашного боя "Кара-Каплан" дали хорошие"

тенгрианство

Previous post Next post
Up