Вы правы, и потому показательные казни ни к чему не приведут. Люди подумают, что наказали козлов отпущения, а система осталась. И будут правы. Коррупция и казнокрадство у нас со времен появления киевской митрополии стало внедряться, это византийские обычаи, которые и туркам в виде бакшиша достались. А это уже больше 1000 лет. Срок немалый, потому и контрмеры должны быть долгосрочными.
Тут нужен многоуровневый системный подход и долгоиграющая стратегия. Со школы, конечно, правильно приучать, но кто это будет делать? Те, кого не приучали? Значит, нужна свежая кровь. Или еще какие-то нестандартные шаги.
Наш правовой нигилизм слишком многим выгоден. Потому и законы делались удобными для жулья. Да и реально противоборствующие коррупции и жуликам структуры закрывались. Когда, например, РУБОП был ликвидирован, то бандиты откровенно праздновали. А ведь именно РУБОПУ мы обязаны прекращению вакханалии 90-х. А если еще вспомнить ликвидацию ОБХСС, который был страшным зверем и эффективным до невозможности.
Так что, разумеется, нужна служба, для которой неприкасаемых нет. И работать она должна во взаимодействии со всеми остальными. А то придумали конкуренцию в правоохранительном сообществе. Идиотизм.
Разделение юрисдикции, полномочий, разная специализация, разные права и тактика, методы агентурной работы, все это не плохо, если не конфликтует между собой. Все это нужно грамотно и ненавязчиво связывать в антикриминальное кружево.
А поскольку все последние годы плелось практически беспрепятственно кружево криминальное, которое без вплетения туда силовиков не было бы таким, как мы его видим, то разрывая его нельзя оставлять фрагменты без присмотра.
И эта работа в первую очередь для законодателя. Потому, я считаю, очень грамотно было вывести МВД из под опеки всех уровней власти под прямое подчинение Президента. Но еще важнее было это сделать со следственным аппаратом.
Главная битва с коррупцией всегда велась на административном поле. Это правильные указы, постановления, циркулярные письма, законы, кадровые перестановки. В Израиле, например, тоже не все так безоблачно, упустили контроль над судом БАГАЦ, например. Там теперь заправляют «правозащитники».
У нас страна особая, и не только потому, что самая большая, и что население достаточно пестрое. Слишком много интересов сходится тут. Интересов не только внутренних группировок, но и внешних. И все эти интересы сплетены в совершенно немыслимый для любой другой страны клубок.
К этому стоит добавить генетическую память нашего народа о тех принципах народоправства, по которым мы когда-то жили. И которые сейчас не совсем точно подсознательно ассоциируются со справедливостью, которая есть вещь недостижимая в принципе, поскольку она у каждого своя. Здравый смысл, вот что позволяло когда-то нашим предкам быть прославляемыми за их нравственные качества, причем не как индивидов, а как народа. Именно здравый смысл был стержнем обычая.
Потому не было на Руси ни тюрем, ни смертной казни, поскольку эти вещи встраивать в общественные отношения попросту неразумно.