Монгольская легенда гласит, что в то время, когда на территории пустыни Гоби еще было море, первые потомки богов построили на его берегу прекрасный город, в котором проживали умелые ремесленники и храбрые воины, торговцы и мудрецы. Назывался этот город Хара-Хото.
О гибели древнего города рассказывает еще одна монгольская легенда. Согласно преданию, последний правитель Хара-Хото батыр Хара-цзянь-цзюнь объявил войну китайскому императору, пожелав занять его престол. Но после ряда проигранных сражений батыру пришлось отступить к стенам своего города. Китайский император не смог взять неприступную крепость. И тогда он приказал отвести от города русло реки Энцин-Гол, лишив защитников Хара-Хото воды.
Увидев, что население города обречено на смерть, батыр спрятал сокровища в укромном месте, умертвил свою семью и дал нападавшим решающий бой, в котором погиб и сам. Китайские войска ворвались в Хара-Хото, убили всех его жителей и полностью разрушили город.
Затерянный в пустыне
Русские ученые, исследователи и путешественники издавна знали про мертвый город, затерянный среди песков на юге пустыни Гоби. В 1907 г. ученик Пржевальского и известный исследователь П. К. Козлов организовал экспедицию в Монголию.
Несколько недель Козлов безуспешно искал проводника. Наконец, ученому удалось договориться с князем торгоут-бэйле - племени, обитавшего в той местности. Заручившись его поддержкой и получив проводника, экспедиция Козлова 19 марта 1907 г. прибыла к излучине Энцин-Гол, где находился мертвый город.
Проводник по имени Бат передал исследователям инструкции князя с запретами по поводу Хара-Хото. Чужеземцам запрещалось разжигать в черте города костры и принимать пищу, заводить сюда вьючных животных. Не разрешалось появляться в городе и женщинам.
По преданию, нарушение запретов могло разгневать духов основателей Хара-Хото. Чтобы подтвердить свои слова, Бат рассказал путешественникам историю, как сто лет назад сюда случайно забрела местная женщина, искавшая своих заблудившихся лошадей. Среди руин она нашла несколько ниток крупного жемчуга.
Но стоило женщине выйти из города, как ее сразу поглотила страшная песчаная буря. Несколько дней спустя полузасыпанное песком тело несчастной нашел караван, проходивший мимо. В руках женщины были зажаты нити жемчуга из древнего города.
Также князь торгоут-бэйле пожелал, чтобы участники экспедиции, обнаружив легендарные сокровища Хара-цзянь-цзюня, отдали найденное ему.
Удивительные находки
Русские путешественники увидели высокие неприступные стены крепости, практически полностью засыпанные песком. Возле западной стены располагались два субурганы - мавзолеи. Один из них сохранился довольно хорошо, другой был почти полностью разрушен.
За пределами крепости находится еще один неплохо сохранившийся мавзолей. Именно здесь ученые обнаружили множество удивительных находок, бесценных для истории. Например, внутри мавзолея были редчайшие буддийские иконы, выполненные на шелковых холстах цветными красками, а также много деревянных и металлических статуэток. Но наибольшую ценность представляла библиотека, состоящая из более 2-х тыс. отлично сохранившихся рукописных свитков и книг.
В центре субургана возвышался каменный постамент с уходящим вверх металлическим шестом. На постаменте стояли 20 глиняных фигур размером с человека. Рядом с каждой из них лежали сотни сложенных друг на друга рукописных листов. А в самом дальнем углу мавзолея исследователи нашли скелет сидящего человека. Ученые предполагают, что останки могут принадлежать священнику, для которого возвели этот субурган.
В самом городе участников экспедиции тоже ждало немало загадочных и любопытных открытий. Так, в центре Хара-Хото исследователи извлекли из-под песка странное сооружение - круглое каменное строение высотой 2,5 м, похожее на огромную головку сыра. Верхняя плоскость пестрела непонятной клинописью. Иероглифы отличались от тех, которые были найдены в рукописях. Скорее всего, клинопись относилась к более старой эпохе.
Также строение украшали загадочные спирали, концентрические круги и линии, причудливо сплетенные в паутину. Все рисунки и письмена были выдолблены на твердой каменной поверхности. Ученые предположили, что загадочное круглое строение могло служить древним жителям Хара-Хото обсерваторией или священным алтарем, где жрецы и шаманы приносили жертвы богам.
Другое любопытное открытие ожидало русских путешественников в одном из полуразрушенных строений. После тщательной расчистки здания от песка изумленные исследователи увидели отлично сохранившиеся элементы настенной живописи. Кроме ликов святых, здесь были изображены странные существа: рыбы с человекоподобными головами, двуглавые птицы, грозные драконы. Рядом с мифическими существами располагались маленькие фигурки людей.
Древний город раскрывает свои тайны
Летом 1907 г. Козлов получил от монгольских властей приказание остановить раскопки и выехать из страны. Причиной послужили жалобы от местных жителей, которые утверждали, что иноверцы своим присутствием оскверняют «запретный город» и злят духов. Совпадение или нет, но именно тогда Монголию захлестнула небывалая засуха, а в центральной части страны прокатилась серия довольно сильных подземных толчков. Старейшины племен истолковали природные катаклизмы как проявление недовольства духов присутствием чужеземцев на их территории.
Несмотря на запреты властей, Козлов сумел отправить большинство обнаруженных рукописей и экспонатов в Географическое общество, расположенное в Санкт-Петербурге. В библиотеке древнего города нашли словарь «си-ся» - языка тангутов, некогда населявших Хара-Хото и государство, столицей которого был этот город. С помощью словаря ученые Общества смогли расшифровать большую часть найденных рукописей.
Некоторые свитки содержали рецепты лечебных снадобий для исцеления людей и домашних животных. Немало книг было посвящено летописным хроникам, которые поведали, что в 26-27 гг. XIII ст. Чингисхан разгромил войска тангутов, после чего их государство вошло в состав монгольской империи.
Однако часть свитков осталась нерасшифрованной. Они были написаны на неизвестном ученым языке. Согласно одной из гипотез, загадочные свитки принадлежат древним жрецам, которые зашифровали магические тексты, не желая раскрывать смертным свои секреты. По другой версии ученых, эти письмена являются единственными дошедшими до нас материальными свидетельствами, подтверждающими существование загадочной цивилизации, построившей Хара-Хото.
Известный русский философ и исследователь азиатских народов Н. К. Рерих, изучив артефакты, привезенные из мертвого города, написал в своем дневнике, что особенно впечатлило его чудесное изображение головы женщины. По мнению ученого, если такие люди жили когда-то в городах пустынь, то эту местность нельзя назвать дикой.
Возможно, великий мыслитель не ошибался, считая, что такое могла создать только цивилизация, намного опередившая по развитию своих современников. Но теперь о ее существовании напоминают только молчаливые руины, полузасыпанные песком и окутанные множеством красивых легенд.
источник