Русский вопрос в исторической перспективе.

Sep 22, 2012 10:27

Еще в конце тридцатых годов 19 века один из даровитейших исследователей Русской и Славянской Древности, Крпато-Росс Венелин, писал между прочим: «И доселе не знают, с какой Руси начинать Русскую Историю.»

Несмотря на господствующее теперь мнение, что Русь происходит от Норманов, время от времени появляются новые решения этого спорного вопроса и каждый изыскатель, входящий в подробности дела, всегда выносит, если и не вполне новую мысль, то по-крайней мере, какое либо свое особое, новое толкование хотя бы и очень старинных суждений об этом предмете. Трудно перечислить все оттенки таких суждений и толкований. Большинство исследователей и самых деятельных, всегда, как прежде, так и в настоящее время, становится на сторону Норманского происхождения Руси.
Норманское мнение основано, утверждено и распространено немецкими учеными, котрых славные авторитеты сами собою способны придать высокую цену каждому их мнению. Большинство, естественно, принимает на веру последнее слово науки. А наука и притом в немецкой обработке твердит это слово уже слишком сто лет (писано в 1870 году) : есть ли разсудительная причина и возможность не верить ему?

[Spoiler (click to open)]
На этом основании мнение о Нормантсве Руси поступило даже посредством учебников в общий оборот народного образования. Мы давно уже заучиваем наизусть эту истину, как непрогрешимый догмат.
И не смотря на то, все-таки являются сомнения. В течении тех же почти полутораста лет (на 1870 год) проходят, рядом с принятою истиною, противоречия ей, возникают споры, поднимаются опровержения этого непогрешимого вывода науки, показывающие вообще, что основания его слабы и что нет в нем настоящей истины.

При всем разнообразии мнений, спорящие распадаются на два лагеря. Одни, по преимуществу немецкие ученые утверждают, что Русь пришла от Норманов и затем в разногласиях между собою отыскивают ее всюду, только не у Славян. Другие утверждают, что Русь Славянское племя, туземное, искони жившее на своем Русском месте, или отыскивают ее все-таки у Славян же на Балтийском Поморье. Руководителем первого мнения можно назвать Шлецера, достославного европейского исторического критика, установившего правильный способ для исследования подобных вопросов и указавшего истинный путь к ученой обработке истории вообще. очень понятно, что исследования этой стороны в общем характере отличаются всеми качествами Шлецеровского способа изысканий: строгою и разностороннею критикою источников,  обширною начитоннастию, большим знакомством с литературою предмета. Одним словом на этой стороне господствует полная ученость, по справедливости вполне и сознающая свою ученую высоту. По этим свойствам  изыскательности, как и по существу воззрений на предмет, эту школу вернее всего можно именовать не норманскою, а чисто Немецкою.

На другой стороне, если не прямым руководителем, то полнейшим выразителем всех ее достоинств и недостатков может почитаться незабвенный Венелин. На это дает ему право самый объем его трудов (хотя по большей части только черновых), а главное - множество затронутых им вопросов, возбужденных именно только Славянскою точкою зрения на предмет. К исследованиям Венелина примыкают с одной стороны чрезмерное сомнение со стороны так называемой Скептической школы Каченовского, родственной по отрицательному направлению своих воззрений с Немецкою школою. А с другой стороны чрезмерное легковерие господ Морошкина, Вельтмана и других, достигающих уже полного баснословия. но все писатели этого Венелинского круга согласны в одном, что Русь самобытна, что Варяги были Балтийские Славяне. На этом основании мы можем справедливо именовать эту школу по преимуществу Славянскою.

Русь

Previous post Next post
Up