Оригинал взят у
shicot_1 в
Дела греческие (продолжение)Давайте-ка опять за Грецию и ее флот... да и не только про нее, родимую. Столько интересного произошло за последние дни - аж язык чешется поболтать, да комментарии к предыдущей заметке дают повод продолжить. И хотя к современной экономике я имею весьма далекое отношение, но тем не менее... попробуем разобраться, как все устроено?
Встретил достаточно комментариев, что Греция - судовладельческий оффшор. В принципе, с этим можно согласиться, однако надо поставить все точки над "i". Что делает, собственно, оффшор оффшором? Весьма льготное налогообложение, минимум контроля со стороны государства, а также возможность замести следы если где-то набедокурил. Допустим, все эти условия выполняются, и Греция - действительно оффшор. Тогда получается, что Япония тоже оффшор, поскольку она отстает от Греции по тоннажу флота совсем ненамного, а по количеству судов несколько лет назад превосходила Грецию (более точной информации пока не имею, но истина где-то рядом). Однако назвать оффшором Японию язык не поворачивается, также как японских судовладельцев - идиотами, не слинявшими в Грецию. Что же это за оффшор такой хитрый?
Я так думаю, это не просто оффшор - обывателям предложено объяснение, которое не вызывает лишних вопросов. На самом деле это финансовый насос, с помощью которого американцы строят себе торговый флот - и причем большинство судовладельцев об этом даже не догадываются. Я более чем уверен, что кроме прочих оффшорных вкусняшек судовладельцам предоставлена возможность получать заманчивые кредиты на постройку новых судов. И рулят этим всем отдельные персонажи в греческом правительстве - вот к ним появляется достаточно вопросов, они точно в курсе, что происходит. Однако сначала нужно понять, как этот насос работает.
Могут ли судовладельцы сами взять кредиты в европейских банках? Да запросто, причем без посредников. Только отвечать по кредитам придется, в банках не идиоты сидят, сначала насторожатся, потом проверять начнут. Другое дело, если занимать будет государство, и сразу много - тут алчность возьмет свое, банкиры клюнут. После этого внешние заимствования Греции специально превращаются в пирамиду, и вместе с этим они превращаются в чужую проблему, заливать которую будут новыми кредитами. Но главное, такая схема позволяет спрятать конечных получателей, ради которых все делается - полученные деньги размываются по экономике в виде высоких зарплат служащим, льгот, социальных программ и т.п. В конечном итоге часть этих средств превращается в личные накопления населения. Очень рационально на этом этапе не концентрировать крупные суммы в одних (или нескольких) руках, своего рода гарантия, что они не уйдут за рубеж, во всякие глобальные финансовые инструменты и т.п. Да и концов не сыщешь - как бы этого не хотелось кредиторам. Вот этим и занимается правительство, это его задача.
Далее в дело вступает второй эшелон... хм... финансисты. Их задача - построить вторую пирамиду, внутреннюю, и обеспечить в нее приток частных накоплений. Поддерживать эту пирамиду можно с помощью каких-нибудь ПИФов или темненьких банков, которые будут объяснять высокие проценты по вкладам умелой игрой на биржах, а на самом деле поддерживать их за счет новых поступлений частных сбережений. Пока работает трубопровод "денежный поток" из ЕС в Грецию, живет и вторая пирамида. И еще - именно на этом этапе к средствам должны получить доступ судовладельцы, должна начаться раздача кредитов - причем без каких-либо особых требований и при самых низких процентных ставках. Для судовладельцев это равносильно "Идиоты деньги на корабли раздают, на халяву!" - они тоже проглотят наживку и, как специалисты своего дела, закажут самые-самые большие и красивые суда.
Рано или поздно всему приходит конец. Флот уже практически построен и его пора перегонять под более надежную крышу. Как убедить судовладельцев, которые "не в курсе", сменить место дислокации? Для этого надо всего лишь лишить их всех оффшорных прелестей, дестабилизировать обстановку в стране и "ликвидировать" кредиторов - появляется возможность смыться и не возвращать кредиты. Здесь начнет работать, например, следующая схема. Греция дефолтится, начинается очередной мировой кризис. В этот момент в Греции на балансе финструктур внутренней пирамиды откуда ни возьмись должны обнаружиться токсичные бумаги - допустим, выкупленные заранее американским государством в прошлые годы. Они и прикроют кредиты, выданные судовладельцам, на них все спишут - звиняйте, греки, кризис. Организаторы внутренней пирамиды успеют демонстративно смыться, а после этого разъяренная толпа разгромит в офисах все, что под руку попадется, и уничтожит все концы, ведущие к судовладельцам. Судовладельцы быстро сообразят, что претензии им предъявить пока некому, в стране проблемы, и лучше по-тихому смыться.
Мы уже видим, как правительство Греции начинает усиленно упираться, провоцировать дефолт и прочие прелести. А как же иначе, складывается крайне щекотливая ситуация - деньги приходят, но расходы в соответствии с требованиями сокращаются и поступление "лишних" денег населению прекращается. Следовательно, прекращается приток средств во внутреннюю пирамиду, и более того - возможен отток. Вторая, внутренняя пирамида рушится без мирового кризиса, и все, извините, дерьмо всплывает! А здесь уже появляется гипотетическая возможность догнать кредиты хотя бы в виде кораблей. Поэтому взят курс на государственный дефолт Греции.
Вообще взрыв ситуации с Грецией неизбежен по любому сценарию - вопрос, что подорвется быстрее, внешняя пирамида или внутренняя. Американцы будут работать на внешний подрыв, европейцы - на внутренний. Но крайними во всех бедах в глазах населения останутся страны-лидеры ЕС - не потому, что денег не дали , а потому, что своими действиями лишили греков частных сбережений.
А что же судовладельцы? Да, на первый взгляд, выбор у них небольшой - Америка, потом войнушка Корей, диктат в грузоперевозках... Однако не все так плохо, пущай и в Америку бегуть - адекватный ответ на эту ситуацию уже готов. Об этом - в следующем посте "Куда податься бедному судовладельцу?"