Пост навеян различными обсуждениями - в жж, фейсбуке и в реале. Постоянно вижу и слышу терзания молодых родителей. Все переживают насчет того, что они недостаточно хорошие родители. Что они не дают детям достаточно, что не уделяют им времени, что слишком много работают, всегда есть что-то, одно-другое-третье-десятое... Я не родитель, поэтому оценить в полной мере эти терзания я не могу. Но я могу рассказать свою точку зрения в качестве бывшего ребенка. Впрочем, почему бывшего, как говорят мои родители, для них я всегда останусь ребенком. :) И я могу совершенно точно сказать, из моего личного опыта, что время уделенное ребенку - не главное. Что именно по моему мнению главное - я напишу позже, но не время - это точно.
Когда мы приехали в Израиль, у моих родителей не было на меня никогда времени. Многие из моих френдов - дети репатриантов, приехавших в начале девяностых, и наверное, помнят как это было.
Мы приехали в заведомо "невыгодных условиях", мы не привезли с собой ни копейки денег, маленькую квартиру в Николаеве оставили бабушке - папиной маме. Приходилось жить с бабушкой и дедушкой из экономии - то ещё удовольствие, поверьте. Профессии моих родителей тоже не самые денежные, оба не инженеры, скажем так.
Мама - акушерка, ей пришлось подверждать все дипломы сначала, сколько лет это заняло, сначала иврит учила, потом подтверждала диплом младшей медсестры, параллельно работая бейби-ситтером, потом устроилась на работу, пошла подверждать диплом старшей медсестры, потом работая в больнице - уже диплом акушерки.
Папа, пока учился в ульпане, пошел на завод работать паяльищко, а закончив ульпан, почти сразу устроился звуковиком. Точнее в подручных, какой там иврит после ульпана алеф, кто бы его за пульт пустил? Папа в основном таскал тяжести, это после того, как он работал электронщиком в невероятно крутых местах (на Байконуре, например), и после того, как всю жизнь занимался звуком, и мог дать фору любому из саундменов. Таская тяжести, папа уронил на себя огромный усилитель, лежал под ним около часа, потому что никого рядом не было, пока не получилось его с себя скинуть и доползти до телефона. Врачи думали на ноги не встанет вообще. Но встал. Потихоньку выучил язык, начал себя доказывать и показывать, стал работать и за пультом и сколько позволяла травмированная спина продолжал работать на саунде.
И да, времени у них на меня не было. Расписание наше выглядело так.
Утром мама выезжала из дома затемно, ей надо было уже быть на практике в семь утра, значит выехать надо было где-то в пять тридцать, ехать с одной или двумя пересадками (как повезет), то есть встать максимум в пять. Учитывая то, что её укачивало в дороге, она накачивалась травамином, отчего ещё больше клонило в сон. После практики в больнице, еще таблеточку травамина и не заезжая домой, ехала напрямую на работу в поликлиннике, работала до десяти вечера. В пятницу утром нет практики, зато есть работа до часу. Во вторник она не работала после практики, так что вечер вторника, вечер пятницы и суббота были посвящены подготовке к экзаменам.
Папин день выглядел так - с утра он ехал на локацию концерта. Концерт мог быть как в Тверии, допустим, так и в Тель-Авиве, а бывали и в Беер-Шеве. Выезжал он относительно мамы поздно - в зависимости от локации, мог выехать в семь утра, а мог и в девять, ибо часов в десять утра начинают ставить аппаратуру к концерту. Весь день на улице, счастье, что папа никогда не страдал от жары. Вечером концерт, начало может быть как в восемь, так и в десять вечера, закончиться - как в в одинадцать, так и в час ночи. Потом разбирать аппаратуру (ещё час? два?), потом поездка домой. Приезжал папа ночью. И концерты не прекращаются на выходные, между прочим, наоборот. Иногда были выходные посреди недели, а иногда нет. Он попробовал взять курсы для повышения квалификации, чтобы уйти с работы и работать по основной профессии - но не осилил, просто физически не было уже сил.
Я очень рано научилась сама варить себе обед - рисовые макароны и сосиски (это то, чему хватило времени у папы научить меня варить:)) - по сей день люблю это блюдо. В субботу мама готовила одно и тоже - картошку с курицей в духовке, и шла учиться (если что - моя мама обожает готовить и великолепно это делает! Просто тогда только на это хватало времени). Потом мы купили микроволновку, тогда мы открыли для себя мир полуфабрикатов. Сегодня в ответ на рассказ про такое питание, любой родитель в моей ленте написал бы возмущенный пост:))
Кроме того на фоне была общая неустроенность, все время в воздухе висел развод, разводиться они решили почти сразу как приехали, но долго принимали окончательное решение, потом решили подождать из-за финансовой сиуации, потом просто на это времени не было, реально не было, они несколько раз просто пропускали суд, и в конечном итоге, разводились годами, но так как это было уже известно, то они не покупали квартиру, когда была возможность, что в конечном итоге оказалось большой ошибкой.
Да, кстати, то что я описываю - это не ужас-ужас, поверьте. Я уверена, что многие из моих френдов могут описать начало в Израиле намного тяжелее, чем наше. Те, у кого не было бабушек с дедушками с которыми они могли жить, те, чьи родители приехали старше и не смогли вообще найти работу по профессии, те, у кого в семье не один ребенок, которого надо было кормить, а трое, и т.д. И, по словам моих родителей, и по моим наблюдениям - это было тяжело, но стоило того.
Мы редко говорим с родителями на эту тему. Они не любят это вспоминать, как и у любых родителей, у них было полно regrets, основная, кстати, не насчет неуделенного времени, больше всего они переживают, что не смогли заработать денег, чтобы помочь мне. Это действительно так, но если у нас всё же заходит речь об этом, я объясняю им, что деньги - фигня, они дали мне лучшую жизнь, прекрасную жизнь.
Когда мы приехали, маме было 25, папе 33, мне - 8. Годами они так вкалывали, как раз всё мое детство, они смогли взять передышку, когда я уже была подростком. Но это моё детство, а их - молодость. Мне сейчас тридцать. У меня сейчас самые счастливые годы. Годы, когда я не думаю об учебе, я на спокойной стабильной работе, у меня есть все возможности делать что хочу, с кем хочу, когда хочу. У них этого не было. Я жалуюсь, что я пропустила две поездки заграницу? У моих родителей в моём возрасте в лексиконе не было слова заграница! Я выбираю на какие концерты мне не ходить, родители голодно кидались на концерт Лаймы Вайкуле, потому что она приехала в Кармиэль и это дешево стоило и было прямо под домом как раз в тот день, когда они не работали. Так что дали ли они мне лучшую жизнь? О да! Засчет своих самых лучших лет. Поэтому, когда они говорят мне, что хотели дать мне намного больше, что они были плохими родителями, я в ответ задыхаюсь от возмущения и благодарности одновременно. Потому что я не могу даже объяснить им насколько они хорошие родители.
Так вот, я как всегда, очень отвлеклась, а начала я с темы "времени". Как мы уже поняли, времени у родителей не было. Но каждую минуту, каждую возможность они посвящали мне. Нет, я не говорю, что когда у них была возможность отдохнуь - они этого не делали. Они ходили в гости, у них сразу появилось много друзей, они читали книги - часть привезли с собой и все хоть немного свободные деньги уходили на книги. А ещё в копилку на проигрыватель компакт-дисков и на сами диски, которые бережно покупались и хранились как зеница ока, впрочем об этом я
целый пост писала:)
Но им не нужно было отдыхать от детей, как это сегодня делают родители, им нужно было отдыхать от работы, и они предпочитали это делать с ребенком.
И вот я приступаю к тому с чего я начала, что на мой взгляд (и подчеркиваю, что это исключительно мой взгляд, но так же подчеркиваю что это взгляд счастливого ребенка, безумно любящего своих родителей, и считающего их почти идеалами) самое главное в жизни ребенка. Это две вещи:
1. Дать ребенку безграничную любовь, вне зависимости от того что вокруг.
2. Воспринимать ребенка, как полноценную личность и вести себя с ним соответственно.
У меня были оба пункта.
Любовь я чувствовала всегда, я купалась в любви родителей. Неважно что было вокруг - развод родителей, усталость от работы, безденежье, неважно что, хоть потоп - на мне это никак не отражалось. И во всем, что касается меня, родители всегда были вместе и так это по сей день.
Детские воспоминания, как родители поют мне песни под гитару перед сном, или как мы с папой гуляем по городу в его редкий выходной и он покупает мне мороженое или пиццу, а потом мягкую игрушку в подарок, или как мама оторавшись от конспектов, листает со мной дорогой французский каталог и мечтает, что она купит, когда будут деньги и учит меня красить губы, или просто как мы с родителями идем из гостей и разговариваем обо всём на свете - никогда я бы не променяла ни на что другое, ни на какие заграницы, честное слово.
И да, родители никогда не воспринимали меня как ребенка. Они воспринимали меня, как маленького человека. Никогда ничего от меня не скрывалось. Все говорилось как есть. О всех проблемах со мной родители говорили как с полноценным членом семьи. И они всегда, всегда отвечали мне на все вопросы, зачастую совсем непростые, и я не боялась их спросить ни о чем. Как пример, услышав впервые слово "онанизм", я пришла к папе, и спросила что это. Лет в десять, наверное. И папа мне объяснил, доступным мне языком. Хотя я уверена, что отцу нелегко дочери такие вещи объяснять. Но он не отмазался, не сказал, что мне надо подрасти, он дал мне ответ. А многое, что я не спрашивала, они мне сами рассказывали, мы с мамой шли по улице, а рядом подростки курили траву. И мама мне говорит, чувствуешь этот запах - это запах травы. И рассказала мне про траву и про ЛСД и про героин. Все что знала рассказала. Не оберегая меня от информации, а делясь ею. А если я хотела читать "взрослые книги", мне никогда не говорили - "Ты не поймешь" (хотя да, я не понимала многого, в тех же Стругацких, к примеру). Мне говорили - "Что не поймешь - спрашивай".
Вот в общем как-то так. И напоследок, случай, который мне вспомнился, пока я писала.
Была зима, мне было лет 9-10, кажется. И я принимала душ. В этот момент прорвало трубу с горячей водой и на меня полилась ледяная вода в самый разгар зимы, а я ещё вся намыленная. Я с визгом выключила воду и стою намыленная в ванной. Уж не знаю, что мне помешало вылезти, может банально полотенце забыла, может испугалась-растерялась, а может, мне ледяная вода мозги отключила:) Но стою я в ванной и не понимаю, что мне делать, а за мной никто не приходит. То, что в этот момент родители пытались как-то остановить воду хлынувшую из лопнувшей трубы, и предотвратить если не потом у нас дома, то хотя бы у соседей снизу, мне как-то в голову не приходило.
И вот мне стало так обидно и так себя жалко, что я села в ванной и разревелась. Родители разобрались с трубой и вспомнили о несчастном дитя. Врываются в ванную, я сижу там, стучу зубами вся окоченевшая, намыленная и рыдающая. Родители, естественно сразу меня обтерли, укутали, напоили чаем, и сидят и обнимают. И спрашивают, ну мы все понимаем, но почему ты плакала, ведь всего минута прошла, пока мы прибежали. А я им, в слезах, отвечаю - я думала, что вы про меня забыыыыыыыыыли.
Родители просто пополам согнулись от хохота. Тогда я от их смеха ещё больше разобиделась, а теперь, вдруг вспомнив этот эпизод, сама хохочу.
Прочитав
тот пост, который почему-то заставил вас пустить слезу, мама послала мне горку виртуальных поцелуев(вот так - :*:*:* - только намного больше:))), а папа удивленно сказал по телефону - "Наверное, все-таки что-то мы сделали ТАК".
Так вот мой непрошеный совет родителям, совет не от родителя, а от все ещёребенка. Вложенное время, вложенные деньги - это всё неважно, это второстепенно. Просто показывайте детям свою любовь, относитесь к ним как к личностям и говорите с ними, говорите, говорите, говорите. И тогда ваши дети тоже будут считать, что "что-то вы сделали ТАК".