«Художественное полотно должно быть приятным, занимательным и привлекающим внимание. Да-да, приятным. И без того в жизни достаточно скучных вещей. Мы не должны увеличивать их число»
Галуст Гульбенкян.
Из Википедии: "Г.Г - предприниматель и миллиардер армянского происхождения, крупнейший нефтяной магнат середины
XX века. Соучредитель и посредник множества нефтяных компаний. Основатель «
Iraq Petroleum Company», заложивший начало нефтедобычи на
Ближнем Востоке. В России прежде всего известен как основной покупатель полотен из
коллекции Эрмитажа.Известен так же как «Нефтяной
Талейран» и «Господин 5 процентов».
Знаете, пока я копалась в разных источниках по поводу биографии Гульбенкяна, стало ясно,что личность этого человека заслуживает отдельного поста. Здесь же я только кратко опишу посещение созданного им Музея Искусств в Лиссабоне и покажу немного картинок.
Гульбенкян, обладая прекрасным художественным вкусом, узнав о распродаже полотен из Эрмитажа, действительно первым обратился к советскому правительству, правительству воров, которое с воровской же легкостью распродавало накопленное поколениями музейные богатства любому, кто больше даст - с просьбой продать некоторые полотна именно ему. Однако вот как он прокомментировал происходящее -
Гюльбенкян, «Меморандум» Пятакову, 17 июля 1930 года
(…) После всего сказанного Вы вправе спросить, почему же я пишу Вам об этом, когда и сам стремлюсь приобрести эти произведения.
Вы, вероятно, помните, что я всегда рекомендовал Вам и продолжаю советовать Вашим представителям не продавать Ваши музейные ценности, ну а если Вы все же собираетесь продавать их, то отдать мне предпочтение при равенстве цены, и просил держать меня в курсе того, что Вы намереваетесь продать.
В публике уже много говорят об этих продажах, которые, по моему мнению, наносят огромный ущерб Вашему престижу (особенно продажи г-ну Меллону, который очень на виду). Возможно, что в некоторых случаях в Америке Вам и удастся добиться более высоких цен, нежели предлагаемые мною. Однако невыгодность сделок, совершенных таким образом, настолько значительна с точки зрения престижа, пропаганды и огласки, что мне приходится лишь удивляться, что Вы все же идете на них.
Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, дает основание для серьёзнейшего диагноза.
В Лиссабоне Гульбенкян оказался уже на склоне лет, почти случайно - хотел отдохнуть недельку, неделька растянулась на 13 лет, там же он и скончался.
Описать всю коллекцию, конечно, невозможно - она огромна. Что удалось нащелкать - смотрите, плиз.
Музейный комплекс окружен парком, вход свободный, в парке мелкие водоемы, где плавают утки с утятами, а дно бороздят крупные карпы - мы даже подумали, нет ли угрозы утятам - уж очень здоровы рыбины. Но, судя по всему, сытые по горло. В парке тенистые рощи перемежаются солнечными полянками, растут роскошные кусты роз, а плющ с листьями такого размера, что я специально сняла, а то не поверят.
В парке много родителей с маленькими, включая грудной возраст, детьми - кстати, очень непривычно российскому глазу обилие родителей с малявками в музее, но там это в порядке вещей.
Как же я им позавидовала - детишки с соплячьего возраста привыкают к тому, что искусство и красота - это просто часть повседневной жизни и постоянно должны в ней присутствовать. Дети как дети - могут и капризничать, хныкать, требовать чего-то, но никого это не выводит из себя, никто злобным взглядом не зыркает, к персоналу можно обратиться за помощью, если нужно.
Персонал ...э-э, не могу написать "вышколенный", хотя это было бы, возможно, правильно. Потому что по обращению с посетителями выучки как-то не чувствуется - отношение доброжелательное само по себе, без родимой натужности. В музее я нарочно спровоцировала смотрителей на замечание, чтобы оценить реакцию - отреагировали сразу же, но очень любезно и без такой, знаете, холодной отстраненности. Как бы это они передо мной извинялись за необходимость проявлять бдительность. Действует лучше всякой строгости.
Ни оплаты, ни специального разрешения на съемку не требуется - хоть всю экспозицию общелкай. Запрещено только использование вспышки - за этим следят очень внимательно.
Экспозиция начинается с предметов, относящихся к культуре Египта, Месопотамии,Греции, Персии:
Монеты Гульбенкян начал собирать,еще будучи подростком, а к концу жизни его коллекция греческих монет считалась лучшей в мире.
В следующих залах выставлена керамика (о, какая керамика! нужно видеть эту прозрачную лазурь, эти густые синие переливы, обрамленные золотом, перетекающие в бирюзовые разводы с вкрапленными киноварью акцентами... ладно, я не поэт, смотрите) и ковры (папенька Галуста торговал коврами, так что сын с детства был, что называется, в теме)
Далее - экспозиция, посвященная искусству Китая и Японии:
Витрины с вазами и скульптурами
Резной из куска оникса сосуд
Чайный сет 18 века, изготовлен в Японии:
Музей замечателен не только собственно коллекцией, но и тем, насколько удобны для посетителей условия осмотра экспонатов - а этим могут похвастаться далеко не все учреждения такого рода.
Во второй части поста - европейское искусство - картины и скульптура, Моне,Коро, Рембрандт, и стекло от Лалик.