Вино в Португалии отменное, это уж точно. Об этом столько писали люди много компетентнее меня, что разворачивать подробно эту тему не буду. И блоггеры тоже - например, у
annataliya , есть замечательные подробные посты о ее путешествии в Португалию, посвященные, кроме прочего, некоторым видам портвейна. Поэтому просто покажу фотки, сделанные во время экскурсии на винодельческое предприятие, которому почти 200 лет (ссылка на сайт предприятия
http://www.jmf.pt/default.html).
Немного истории:
Это портрет основателя династии, самого Жозе Мария да Фонсека, простите,что нечеткий. Родился 31 мая 1804г. Обучался математике в Коимбре - первом университете Португалии. А в 30 лет решил, что в математике нового слова не скажет, зато в виноделии - очень может быть. Так оно и получилось, причем все современники и потомки отмечали, что математический склад ума, подкрепленный самым передовым на то время в стране профильным образованием, подсказывал своему обладателю нетривиальные смелые решения, а целеустремленность и любовь к делу доводили решения до наилучше возможного воплощения. Пожалуй, эти качества унаследовали и потомки - этот винзавод вышел на первое место в Португалии по посещаемости туристами, и совсем недавно открыл для желающих посмотреть ранее недоступные винные погреба.
Перечислять достижения, успехи и инновации этого винодела можно долго, но выделяют несколько основных: во-первых, Жозе Мария наладил выпуск бутилированного вина намного быстрее, чем прочие виноделы того времени. Вино ведь тогда продавали бочками, или, по крайней мере, бочонками. Бутилирование было невиданным новшеством, которому, конечно, предрекали сплошную невыгодность, неизбежную коммерческую смерть и скоропостижное разорение приверженцам сомнительного ньюстайла. А вот Фонсека быстро просчитал баснословную прибыльность нового метода, не пожалел средств, в кратчайшие сроки оборудовал свое производство всем необходимым и наладил розлив в бутылки. (У меня просто сложилось впечатление, что свой бизнес этот человек планировал чуть ли не как военную кампанию - детальная разработка общей стратегии и финансового проекта, внимание к деталям и мелочам, по принятии решения - незамедлительные действия. Блицкриг. Вот слава Богу, что виноделием занялся, а то получил бы мир еще одного Наполеона на нашу голову...)
Во- вторых, им созданы прекрасные вина - Сетубал Москател (Setubal Moscatel, 1849), Перикита (Periquita,1850) и Палмела Супериор (Palmela Superior, 1866). Знаете, кое-что мне посчастливилось попробовать, не буду я это описывать. Это надо наливать в радужный граненый хрусталь или изысканное стекло, на душе иметь радостный покой, а то веселье, и пить не спеша, разделяя время и напиток с верными и любящими людьми, а если таких нет поблизости - то в приятном уединении. В общем, пить это надо, а не читать, как другие пьют!
Кстати, вот так выглядел прибор тех времен для розлива вина в бутылки и укупоривания пробкой:
Сплошной ручной труд - невыгодно! на первый взгляд. А на десятый - обогнал конкурентов и расширил производство.
Холл поместья, куда посетители проходят с улицы и где расположен винный магазинчик, выглядит вот так:
Стены украшены деревянными овалами с изображениями, посвященными виноделию. В целом - никакой ненужной пышности, убранство комнат удобное и практичное, но довольно сдержанное, без роскоши. Так обычно и бывает в жилище человека, занятого делом по-настоящему.
Вот из этой гостиной - снимок выше, можно сразу попасть в винохранилище. Сейчас там музейный отдел, но еще дальше - как и прежде, находятся бочки с вином.
Здесь рассказывают любопытную современную историю: в 2000г, чтобы проверить, насколько путешествие по морю в условиях перевозки на парусном судне способно изменить вкус вина, португальские виноделы обратились к российскому морфлоту с просьбой взять на борт парусника "Крузенштерн" груз из 6 бочек вина. Наши моряки согласились и шесть бочек шесть месяцев плыли по морю вот этим маршрутом:
По возвращении эксперты сравнили вкус вина из бочек с "Крузенштерна" и вина из контрольных бочек, оставленных в поместье.
Полгода в море состарили вино на 15 лет!
А вот, погляньте, винные погреба с бочками такого размера, что история с утоплением в мальвазии высокородного родича как-то не показалась такой уж невероятной:
Бочки эти собирали на месте, поскольку транспортировать такие махины без повреждений сложно. Причем делали их особые мастера, которых нынче и днем с огнем не сыщешь - старики почти все поумирали, а из молодых никто не хочет связываться. Поэтому мысли о том, что делать, когда эти бочки придут в негодность, вызывает печаль у производителей. Уповают на то, что вино хорошее и дерево должно сохраняться еще долго...
И еще немного подвалов - здесь хранятся бочки со знаменитым Москател Сетубал. Это уже настоящий старый погреб - здесь темно, холодно, а не прохладно, тихо, со стен и откуда только можно, свисает паутина - не бутафорская голливудская фигня, а настоящая вековая, похожая на мохнатые платки из серой козьей шерсти - идеально для триллера. Камера медленно поворачивает в темный проход между бочками, а оттуда к-а-ак...
Все не просто так. Паутину не убирают потому, что пауки защищают древесину от термитов, ведь никакие иные методы сохранения древесины в присутствии винных материалов, кроме естественных, использовать нельзя - ни яды, ни, Боже упаси, инсектициды. Попробуй вякни португальскому виноделу про химическое уничтожение насекомых - он тебе самому в глотку дихлофос зальет, а потом концы в бочку, и за грех не сочтет... Светлячки-маячки на полу - это необходимо,там действительно очень темно.
Эти вид главного дома поместья - его изображение есть на этикетках, логотипах, керамических плитках:
Напоследок - снимки роскошной керамической вазы. Она стояла на столе в гостиной - такая массивная, выпуклая, такая разноцветная, только не хватало свешивающихся через край крупных виноградных ягод...