Пожалуй, открою первой записью и азиатские приключения. Когда- то уже нужно это сделать? Начну рассказывать про Шри-Ланку.
Все мы знаем, что Шри-Ланка- это остров в Индийском океане, совсем рядом с Индией и Мальдивами. Раньше страна называлась Цейлоном и славилась своим чаем, впрочем, чай там выращивают в промышленных масштабах и сейчас. На этом знания большинства из нас и заканчиваются. Однако древняя Шри-Ланка таит в себе настолько насыщенную достопримечательностями и контрастами историю, что дух захватывает!
Да, сейчас я буду расхваливать Азию, потому что Азия для меня- любовь. Несмотря на многие ее трудности, особенности, жару и духоту, бедность и кажущуюся грубость. Несмотря на все это,- я приезжаю и погружаюсь в нее, она теплом растекается внутри меня и, улыбаясь, раскрывает ладони: бери, смотри, познавай.
Столица Шри-Ланки называется
Шри-Джаяварденепура-Котте, это маленький городок местного значения. Рядом гораздо бОльший и красивый Коломбо как бы выполняет все функции настоящей столицы. А чуть дальше- город Негомбо. Туда и летают самолеты, в аэропорт Бандаранайке. Точнее, летали только туда до последнего времени, потому что теперь на южное побережье можно попасть гораздо быстрее, используя другой международный аэропорт: Маттала.
Шаттлов от Бандаранайке нет, но достаточно выйти из аэропорта, повернуть налево и пройтись сотню метров, чтобы упереться в стоянку автобусов. На них можно без особого труда уехать в Коломбо, миновав траты солидной суммы денег на такси. К тому же, в автобусе ехать веселее, интереснее и задорнее: снуют местные, играет басами индийская музыка, за окнами проносятся всевозможные пестрые домики, растения и прочие интересности. Ехать, как мне помнится, долго, больше часа, но и здесь автобус выигрывает! В отличие от такси, водители автобусов не соблюдают скоростного режима и носятся как угорелые.
В Шри-Ланке ужасающее и очень веселое дорожное движение! Дороги в основном узкие, двухполосные, извилистые, по ним целыми гроздьями ездят автобусы, машины, тук-туки, мопеды, велосипеды, а еще ходят пешком люди. Обочин в принципе не существует, все прутся по полосе, стараясь обогнать друг друга и не убиться. Правил дорожного движения не соблюдает решительно никто, обгон обгоняющего(!) по встречке через сплошную- обычное дело. Если участников движения на конкретном участке дороги становится слишком много, автоматически образуется третья полоса- и неважно, что ширины дороги технически для этого не хватает. Первые полчаса передвижения в автобусе я сидела в полном оцепенении, наблюдая, как водитель невозмутимо несется в лобовое другому автобусу, а в последний момент лихо заворачивает, скрежеща тормозами, вбок, на тук-туки; тук-тукеры в свою очередь шарахаются на мотоциклистов, а пешеходы лихорадочно вжимаются в стены от всего этого хаоса. Уже через час я попривыкла и даже перестала пищать про себя, зажмуриваясь, при очередной аварийной ситуации, в которой без вариантов должны бы были разбиться вообще все. Но индуистские боги над водителем, видимо, все решают, а сами же ланкийцы совершенно не заморачиваются.
А вот не посигналить вовсю- это знак неуважения. Сигналят на поворотах, на обгоне, не до маневра, а уже совершая его, мол, смотри, я еду, подвинься! Любой водитель автобуса картинно негодует, если его обогнал другой автобус и пускается в погоню, сигналя что есть силы. Подбирая пассажиров, никто не заботится о полной остановке транспорта, ланкийцы запрыгивают в двери прямо на ходу, но если вдруг дорогу переходит, ну например, кошка, все, несущееся со скоростью света, немедленно тормозит тапкой в пол, чтобы пропустить. Все это веселье сопровождается басами на полную громкость из 4-6 колонок, развешанных по автобусу и ядерным разноцветным светом переливающихся лампочек. Ланкиец может голодать, но без музыки и треша жить?- никогда!
Стоит такое развлечение, кстати, копейки, в прямом смысле этого слова. Каких- то там несколько рупий.
Волшебно.
Первое, что бросается в глаза в городе,- его непохожесть на другие азиатские столицы. Конечно же, здесь куча народу, все суетятся, бегают, ругаются, обсуждают что-то, кричат, повсюду раскиданы торговцы, пахнет чем- то невообразимо азиатским, а изнуряющая жара и влажность падают на плечи с восходом солнца. Но кроме всего этого по всему городу вырастают перед глазами типичные европейские постройки, старые, даже древние. Давным- давно, в 16 веке, здесь царили португальцы, колонизаторы. Еще позже им на смену пришли голландцы, и все захватчики как-то по-своему преображали город, застраивая его фортами, высокими зданиями и железными дорогами. В 19 веке Цейлон перешел в руки Британии, и только недавно, в наше время, стал свободной республикой. Все эти события, разумеется, оказали огромное влияние на культурную и социальную сферы жизни ланкийцев. До сих пор для большинства из них белый человек кажется чуть ли не полубогом, по умолчанию богатым и счастливым, а дети стараются невзначай прикоснуться к руке белой девушки- для удачи.
Здания, сооружения, вывески, оставшиеся после конкистадоров и завоевателей, никто не трогал. Ланкийцы используют то, что им удобно, а на остальное не обращают внимания, но и не реставрируют. Из-за этого можно целый день бессистемно ходить по городу и рассматривать древности, поросшие мхом и ржавчиной.
Коломбо, разумеется, напичкан индуистскими и буддистскими храмами. Это непередаваемое ощущение, после долгого разглядывания европейской архитектуры, босым стоять у изображений индуистских богов и наблюдать за старым монахом в саронге, ведущим свою- такую не похожую на православную или католическую- службу! Пение этих монахов опускается от ушей ниже, куда- то к сердцу, и там вызывает вибрацию и чувство воздушности и невесомости. Точно не знаю, что за два храма я видела в Коломбо, индуистский был похож на самый старый в городе Sri Kailasanathar Swamy Devasthanam, ну а буддистский остался неопознанным.
В центре города есть огромный торговый центр, ODEL, да и вообще, современными торговыми центрами город не обделен. Кажется, что здесь можно купить все, что угодно, однако выбор гораздо беднее, чем в Бангкоке. Если в Таиланд вообще нет смысла брать с собой что-либо, там всегда под боком "7/11", то на Шри-Ланку все нужное лучше запасти с собой, чем бегать потом и терять драгоценное время. Например, подводный чехол для айфона я так и не смогла найти!
Для тех, кто, как я, бредит национальными шмотками из тончайшего хлопка и шелка, хочет купить сари, украшения из местного серебра и камней, попробовать все виды национальной уличной еды и развлечений, раскрывает свои улочки рынок Петтах. Он открывается совсем не рано, часов в 12 дня- ланкийцы вообще народ ленивый, работать долго не любят, - и закрывается к закату. Рынок состоит из множества улиц, на каждой торгуют чем- то особенным. Выглядит все это как наш бывший черкизон :) Я была в Коломбо очень рано, поэтому с Петахом мне не свезло, он был еще закрыт.
Двигаться дальше предстояло далеко, почти до южного побережья. Снова два варианта: медленное, неинтересное и дорогое такси или же железная дорога. Учитывая мою страсть к рельсам, выбора вообще- то, в принципе, и не было :)
От главного Форта города идут поезда по всей Шри-Ланке, они огибают ее по краешку до самого- самого юга. Искать мне даже не пришлось, все было интуитивно понятно! Автобусное сообщение- отличное, на английском дублируются завитушки, обозначающие остановки. Чашка кофе в Оделе, минут 10-15 до Петтаха, и я уже покупаю билет до Хиккадувы! Билетики пробиваются так же, как и несколько веков назад, на картонке, уииии! Есть 1,2 и 3 классы, не отличаются ровным счетом ничем (имхо), кроме цены. Я читала, что в 3 классе нет дверей и можно сидеть прямо в проходе на ветру. Вот это- то нам и нужно!
Вокзал со всеми скамейками, постройками и надстройками, вывесками, деревянными шпалами,- все осталось, как было, с 19 века, с тех пор, когда британцы проложили ж/д пути для перевозки экспортных товаров! Остались даже поезда, растапливаемые углем! Это какое- то волшебство, а не железная дорога!
Местные ездят, свесившись гроздьями из дверей, совсем как индусы. Все дороги очень красивы, потому что проходят или вдоль океана, или по чайным плантациям, и ланкийцы толкаются и пинаются за право рассматривать красоты острова в пути. Зачем им это, учитывая, что ездят они каждый день, не знаю, но такова азиатская душа :) Они искренне радуются волнам, пальмам и вообще всему, что проносится мимо.
Распихать наглых сингалов оказалось делом сложным, но я справилась. И всю дорогу никому не отдавала свое вип-место- в проходе, прямо у дверей! Фотографировать приходилось на ходу, цепляясь пальцами рук и ногами за поручни и ступеньки. Ветер в лицо, индийский океан в 10 метрах, соленые брызги, Большой Будда и прочие няшности- здорово! Будете на острове- обязательно покатайтесь на поездах!
А вот и Хиккадува. Местные наперебой тыкали мне в нее, чтобы я не проехала мимо. Ланкийцы- очень заботливые люди, всегда во всем помогут, подскажут и посочувствуют, в зависимости поймут ли вас, и как поймут :) От станции до отеля, оказывается, чесать было километра три, но мысли были заняты совсем другим...
Воздух после индустриальной столицы казался здесь невообразимым- свежим, влажным, сладким. Пение птиц, разнообразие цветов и шум прибоя полностью выключили все мои треволнения и заставили отдаться страстности и радостности экваториального края... сумерки упали внезапно и резко, как и усталость. Все же за спиной остался бессонный день, и ночь до того в самолете, и день еще до того...
Свалив сумки в номере, поплавав в бассейне и поужинав карри, я вырубилась до утра.