С удом всё непросто, во всяком случае мне.
Уд - это древесина агарового дерева (другое название - аквилария), а не то, что мог бы подумать носитель русского языка, не совсем оторвавшийся от корней. Но не просто древесина аквиларии, а древесина, зараженная специальной бактерией и, в целях противодействия этой самой бактерии, пропитавшая саму себя изнутри смолой.
Аквиларии растут в непроходимых джунглях, находятся на грани исчезновения и охраняются, заболевают бессистемно, пропитываются смолой медленно, на выходе парфюмерного сырья получается поэтому с гулькин нос и стоит оно дороже золота. 20 000 евро за кило, каково? С другой стороны, для создания парфюмерной композиции его нужно немного. С третьей стороны, поставщики сырья, химики и парфюмеры уже наловчились решать эту проблему.
Во-первых, деревья стали выращивать и заражать бактерией на специально организованных плантациях. Но на то, чтобы дождаться созревания смолы, всё равно уходит уйма времени. Во-вторых, химики создали искусственные заменители. Но знатоки говорят, что они не так хороши, как настоящий уд. В-третьих, парфюмеры имитируют аромат уда с помощью комбинирования разных ингредиентов. Поскольку у уда сложный запах, в котором есть и древесные, и кожаные, и смолистые, и животные, и дымные и даже фруктовые аспекты, то "костяк" удового аккорда создают, комбинируя такие компоненты, как масла нагармоты (сыти), кедра, гваякового дерева и шалфея, бензоин, мускус, кастореум (или их синтетические аналоги), и наматывают на него разные дополнительные нюансы.
В арабской парфюмерии уд всегда был страшно популярен. А в Европе первую серьезную заявку на аромат с явным запахом уда сделал бренд Yves Saint Laurent, выпустив в 2002 году мужской M7 авторства Жака Кавалье и Альберто Морийяса. Градус скандальности рекламы этого продукта был такой, что о ней вспоминают до сих пор.
Кстати, креативным директором бренда Yves Saint Laurent в те времена был никто иной, как
Том Форд. Аромат в продаже провалился и был снят через три года. Потом его, правда, вернули на некоторое время, а потом снова сняли.
Потом появился этот Пьер Монталь, который якобы побывал на Ближнем Востоке, впечатлился, проникся и решил донести до европейцев красоту удовых духов. И понеслось. Короче, теперь все бренды уже понавыпускали не по одному удовому аромату и ажиотаж уже прошел. А само это направление в европейской парфюмерии видимо останется навсегда. При этом похоже, что настоящего уда в европейских духах либо нет совсем, либо он имеется далеко не везде, где в названии есть слово "уд" (oud, aoud, oudh). Тот же Монталь много раз утверждал, что вот в его-то духах уд настоящий, но был
пойман на подозрительных несостыковках. Своеобразный человек и независимый парфюмер Aaron Terence Hughes недавно сделал
обзор духов Oud for Greatness от Initio (а это духи с довольно мощным удовым профилем) и утверждал, что если уд там и есть, то только в следовых количествах. Бен Горэм из Байридо и вовсе, как настоящий пионер, не стал лукавить и честно назвал одну из своих удовых композиций "Аккорд Уд". И т.д.
Конечно, настоящий парфманьяк уже давно бы сгонял либо в Эмираты, либо в Индонезию и обзавелся бы толикой настоящего масла уда. Но я не он. Приходится поэтому иметь дело с тем, что есть. А есть у нас то, что, что называют "европеизированным удом": более мягкий, упрощенный, с доминирующими древесными и кожаными оттенками запах, а еще - с "медицинскими", да, так и говорят: "медицинский уд".
Первым удовым ароматом у меня был Oud & Bergamot от Jo Malone. Это очень незамысловатая и одновременно привлекательная композиция. Даже по европейский меркам "уд" здесь детсадовский, а то и вовсе младенческий. Уловив в аромате нечто раньше неизвестное, специфическое, я навострила нос и принялась по мере возможности принюхиваться к ароматам, обозначенным как удовые, пытаясь сформировать по возможности полную картину. Это, в общем-то, обычный способ узнать, определить для себя какой-то новый запах, который не найдешь на соседней грядке :). Все (парфманьяки) всегда так делают, если у них нет возможности понюхать "чистый" парфюмерный компонент.
Теперь у меня есть несколько удовых духов, а Oud Wood Тома Форда по-прежнему остается самым любимым из них. Его пробник валялся у меня без дела довольно долго, а потом я его решила все-таки разнюхать и, подготовленная Удом с Бергамотом, мгновенно очаровалась.
Oud Wood был создан в те времена, когда Том Форд еще не увлекался скандальными названиями (в 2007 году), поэтому название получилось скучное. Лично мне всё время хочется над ним поизгаляться. Например, поставить слова в столбик или поменять их местами.
Зато в части рекламы Томми себя не сдерживал. Что-то мне это напоминает. Ах, да, рекламу М7.
Говорят, раньше Уд Вуд был более ядреный. Может быть, такой, каким сейчас сделали Oud Wood Intense? Я его недавно понюхала и меня буквально отшвырнуло от флакона. Если это так, то рада, что застала уже более мягкую версию.
Подмышки тут ваще ни при чём :). Это сухой и очень воздушный аромат, начинающийся нотой необычной свежести - действительно медицинской, как, например, стерильные бинты, и одновременно древесной, как недавно сделанный, но уже подсушенный, без влаги, спил светлого дерева, и немного горькой, мшистой и землистой. А потом к ней добавляется малиновая сладость, но опять же не сочная, а сухая, а потом - пряная острота кардамона и перца, и опять - сухая. Специфический запах, оттенок запаха уда прячется где-то за остальными составляющими и всё же постоянно дает о себе знать.
Заявленные ноты: верхние - розовое дерево, кардамон и китайский перец; средние - уд, сандал, ветивер; базовые - бобы тонка, ваниль, амбра.
Аромат не слишком стойкий и не шлейфовый, за это его многие критикуют, но если случилось так, что он понравился, то на него можно подсесть, как на наркотик: он ненавязчивый и интригующий, элегантный и интимный, успокаивающий и будоражащий. А тем, кому он не понравился, Уд Вуд напоминает запах чистящего порошка Комет. Такие дела.
Click to view