Люди, далекие от политики, очень узко видят события, которые происходят сегодня в Украине. Человеку неискушенному кажется, что основное противостояние происходит между приверженцами единой Украины, которая должна ориентироваться на Европу, и приверженцами федерализации (жителей Юго-Востока), ориентированных на экономико-политический союз с Россией.
События в Украине (как и события в Ливии, Египте, Сирии, Судане, Мали и других странах) есть отголоском и следствием очень важного в мировом значении процесса. Сейчас не в Украине, а вообще в мире происходит процесс смены «СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ», или, как его еще называют «системы международных отношений» (см. Википедию).
Что это такое?
Представьте, что у Вас кто-то украл кошелек. Что Вы будете делать? Правильно - идете в милицию. Правоохранительная система применяет к нарушителю-вору МЕРЫ СИЛОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ - ограничивает свободу преступника («преступившего закон»). Вообще, как определено в юридической терминологии «закон - нормативно-правовой акт, который принимается законодательным органом государственной власти в особом порядке, регулирует определенные общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения». Принуждение - это применение силы. То есть, закон действенен до тех пор, пока государство может СИЛОЙ его обеспечивать. Это действие закона в отношениях «человек-человек» и «человек-государство».
А как обстоят дела в отношениях «государство-государство»? Что делать если государство-«беспредельщик» «обижает» более слабое государство? Вот для этого и была придумана «система коллективной безопасности» - государства члены-участники совместными усилиями наказывают СИЛОЙ государство-нарушителя, защищая государство-потерпевшего.
Чтобы не углубляться в дебри истории, возьмем ключевые точки смены геополитических раскладов за последние 200 лет (период 1814 - 2014 годы), когда был создан современный механизм систем международных отношений:
1. Впервые остро вопрос коллективной защиты слабых государств возник после наполеоновских войн. Наполеоновская Франция захватила почти всю материковую Европу (кроме Англии и земель союзной Османской империи). Наполеоновские войска взяли даже Египет и сожгли Москву (чего Гитлер повторить не сумел). В конце концов, ОБЪЕДИНЕННЫМИ усилиями большинства европейских стран Наполеона удалось разбить в Битве при Ватерлоо. Встряска, полученная Европой, требовала нестандартного до этих пор решения.
Венский конгресс 1814 - 1815 годов - общеевропейская конференция, в ходе которой была выработана система договоров, направленных на восстановление феодально-абсолютистских монархий, разрушенных наполеоновскими войнами, и были определены новые границы государств Европы. Конгресс определил новую расстановку сил в Европе, сложившуюся к концу наполеоновских войн, на долгое время обозначив ведущую роль стран-победительниц - России, Пруссии, Австрии и Великобритании - в международных отношениях.
Исследователи называют Венскую систему международных отношений (далее - МО) ПЕРВЫМ примером КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Но данная система МО не решила ключевые проблемы между странами участницами, ущемив интересы многих (в первую очередь Франции и Османской империи), что делало данную систему недолговечной, а новый конфликт - неизбежным.
Но Венская система смогла обеспечить в Европе почти сорокалетие мира - невиданный раньше по длительности строк.
2. Слом первой системы МО произошел с началом Крымской войны 1853 - 1856 годов, где коалиция Британской, Французской, Османской империй и Срединного королевства воевала против Российской империи. Причиной войны было противодействие европейских стран усилению России за счет отторжения территорий Османской империи - Балкан и установлению контроля над проливами Босфор и Дарданеллы.
Результаты Крымской войны закрепились Парижским трактатом 1856 года, которым ущемлялись права и интересы России. Нейтрализация Черного моря запрещала всем черноморским державам иметь на Черном море военные флоты. Таким образом, Российская империя ставилась в неравноправное положение с Османской, которая сохранила полностью свои ВМС в Мраморном и Средиземных морях.
Новая (вторая) система международных отношений опять оставляла недовольных, что вновь делало возникновение нового конфликта вопросом времени.
3. Слом второй системы МО произошел с началом Русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов, где Россия попыталась исправить поражение в Крымской войне. В ходе боевых действий Османская империя потерпела сокрушительное поражение. В этой войне Россия завоевала почти всю европейскую часть Османской империи и только Константинополь не был взят из-за вмешательства западных держав. Великобритания и Франция видели в столь значительном возрастании российского могущества ущерб своим интересам и выслали средиземноморские флоты к проливам, чтобы продемонстрировать присутствие (данный эпизод прекрасно показан в х/ф «Турецкий гамбит»).
Россия не могла воевать против европейских стран и не смогла в полной мере воспользоваться плодами своей победы. Берлинский трактат 1878 года отменил выгодный для России Сан-Стефанский договор 1878 года, по сути украв у России возможность контроля над Турцией и проливами. Третья система международных отношений привела к усилению мирового британского владычества, европейского лидерства французов, вновь унизив Россию и создав предпосылки для возникновения нового конфликта. Угроза войны постоянно висела над Европой.
4. Распад третей системы МО привел к Первой мировой войне 1914 - 1918 годов. Причиной ее возникновения стало появление на европейской арене нового сильного игрока «опоздавшего к разделению мирового пирога» - Германской империи. Германия появилась только в 1871 году путем объединения Бисмарком немецких земель, но колоссально усилилась к 1914 году, жажда геополитического лидерства.
Четвертой системой МО стала Версальско-Вашингтонская система международных отношений - мировой порядок, основы которого были заложены по завершении 1 МВ Версальским договором 1919 года, а также соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1921 - 1922 года. Британия подтвердила свое геополитическое лидерство, а ФУНТ СТЕРЛИНГОВ стал МИРОВОЙ ВАЛЮТОЙ.
Эта система игнорировала интересы побежденных и вновь образованных стран, что делало эту структуру уязвимой из-за требований ее преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах. Все понимали, что новая война неизбежна.
5. Германия к 1938 году полностью восстановила свой военно-экономический потенциал и жаждала реванша поражения 1918 года. Россия (называемая теперь Советским Союзом) также была готова для борьбы за место под солнцем. Страны Запада мечтали стравить между собой Германию и Россию, ослабив, таким образом, своих главных геополитических соперников. Но в ходе Второй мировой войны 1939 - 1945 годов в наибольшем выигрыше остались США, задвинув бывших мировых лидеров из Европы на задний план. ДОЛЛАР стал мировой валютой.
По результатам 2 МВ возникла Ялтинско-Потсдамская система международных отношений. Потсдамская эпоха стала историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами - США и СССР. Для контроля над сферой влияния США в 1949 году было создано НАТО, а для контроля за сферой влияния СССР в 1955 году была создана Организация Варшавского договора (ОВД). В тоже время страны учли интересы проигравшей Германии, дабы предотвратить возникновение нового конфликта, одновременно разделив ее на ФРГ и ГДР.
Биполярный расклад сил быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории «холодной войной», закончившейся поражением СССР.
6. Рождение современной системы международных отношений (1991 год - наше время). Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежскими соглашениями 1991 года, создавшими СНГ.
Мир вступил в эпоху глобального доминирования США. Начало Беловежской эпохи характеризуется большим количеством военных конфликтов во всем мире. Впервые с окончания 2 МВ вспыхнули вооруженные конфликты в Европе. Резко обострилась борьба за энергетические ресурсы.
Шестая система международных отношений, как и старые системы, игнорирует интересы побежденных и вновь образованных на осколках СССР стран, что делает эту структуру уязвимой и не долговременной.
Как мы видим, основы для нового конфликта заложены. Опять Россия и другие проигравшие были унижены. Западные победители опять ошибочно уверовали, что данная система международных отношений будет если не навсегда, то очень долго. Победители забыли законы существования систем МО:
1) Критическое нарастание противоречий между участниками старой системы МО;
2) Конфликт (политический или военный);
3) Победители создают новую систему МО, максимально учитывая свои геополитические интересы. В новую систему МО неизбежно закладываются противоречия, которые в будущем приведут к ее насильственному слому;
4) Нарастание противоречий между участниками новой системы МО.
Очевидно, что мы стали свидетелями зарождения новой, седьмой системы международных отношений. США не учла интересы бывшего центра биполярного мира - России, сделав тем страшную для себя ошибку (о чем неоднократно говорил Генри Киссинджер). Вместо того чтобы поступить с бывшими союзными республиками, как в свое время поступили с побежденной Германией - помочь и сделать союзниками, Запад ринулся грабить ресурсы бывшего социалистического лагеря, заклав фундамент к новому конфликту.
США не ожидало такого молниеносного возрождения России, и потому такой шок произвела на Западе знаменитая Мюнхенская речь Путина 10 февраля 2007 года. Россия в лице своего лидера прямо заявила о своем желании стать новым геополитическим игроком и положить конец однополярности современного мира.
Усложняет ситуацию то, что к старым игрокам, добавились новые, ранее неведомые игроки - Китай и исламский мир, мечтающий о создании Всемирного Халифата.
Противники однополярности создали БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) для противодействия засилья «долларовой» Ямайской финансовой системы (реформированной в 1976 году Бреттон-Вудской).
Одним из признаков сбоя работы старой шестой системы МО стало падение роли ООН в обеспечении коллективной безопасности. Это грозный признак того, что система МО фактически перестает работать.
Теперь уже США выступало в роли государства-«беспредельщика». Не смотря на прямой ЗАПРЕТ Совета безопасности ООН (органа коллективной безопасности) США вторглась в Ирак, другие страны, СИЛОЙ навязывая свои интересы (война в Сирии, Афганистане, Ливии, беспорядки в Тунисе, Египте). Беспилотники США бомбят территорию НЕЗАВИСИМОГО государства Пакистан. Самолеты ЕС бомбили территория независимой Ливии. Сейчас Франция берет участие в войне в Мали и Судане. Турция через свои границы пропускает в Сирию противников режима Асада.
Система безопасности превратилась в систему защиты интересов Запада.
2013 год стал годом международного триумфа России - сначала защита интересов Сирии, экономическая плотная связка с Ираном, потом разворот Украины на Россию. Россия в полный голос заявила о своем значении как регионального лидера с возможностью стать геополитическим лидером.
Украина же имеет ключевое значение:
Во-первых, на данный момент, в РФ из 145 млн. населения доля русских, украинцев и белорусов (государственно-образующих наций России) - 113,5 млн. человек. В Украине из 45,5 млн. населения (большинство - украинцы и русские) - 43 млн. человек.
Во-вторых, Украина в СССР занимала 3 % территории, но имела 25 % промышленности. А украинские черноземы (сейчас 1-е место в мире по производству подсолнуха, 3-е - кукурузы и 5-е - пшеницы)? А первое место в Европе по запасам урановой руды? И многое другое.
Но главное - человеческий ресурс - белые христиане с родственной ментальностью. Получив Украину, Россия сможет почти в полтора раза увеличить количество государственно-образующих наций. Плюс ресурсы.
Запад, защищая существующую систему МО, нанес удар - в Украине произошел переворот. Думаю, сегодня ни у кого не вызывает сомнений прямая зависимость новой киевской власти от США И ЕС.
Давайте поймем, желание геополитического лидерства - это не прихоть, не «власть ради власти», это вопрос выживаемости. Побежденные не просто задвигаются на вторые роли, они зачастую просто уничтожаются (как СССР). Победители же переживают небывалый экономический рассвет (вспомним, расцвет Британской империи, в которой на 1911 год проживало 25 % (!) населения планеты, вспомним «золотые девяностые» в США). Если Россия стерпит то, что Запад уведет у нее из-под носа Украину - все, на идее геополитического лидерства можно ставить крест. Могла пойти на такое Россия? Конечно, нет.
Переворот в Украине резко развернул ее со сферы влияния России в сферу ЕС и США.
Но любой переворот - это СЛОМ старой системы государственной машины. А значит, пока заработает новая, государство как никогда уязвимо.
И Россия решила воспользоваться шансом.
Россия СИЛОЙ (как и США последние 23 года) начала защищать свои интересы. И США ничего не могут с этим поделать. Зарождается НОВАЯ система коллективной безопасности - двополярный мир - США-РФ. После окончания конфликта на Украине произойдет то, что было в 1815, 1854 ….. 1991 годах - создадут новый свод международных договоров, которые УЗАКОНЯТ ПРАВО России (как геополитического лидера) распространять влияние на Украину.
Украина - мяч, а не игрок. В Женеве кто договаривался на «четырехстороннем совещании» о судьбе Украины? Правильно - реальные игроки США и РФ (Керри и Лавров).
Суть торга - унитарность или федерация (сфера влияния США или РФ). Вот когда США и РФ договорятся, тогда и вся эта «байда» на Украине закончится. И дело не в «независимости», «европейском выборе», а в этом - старом как мир вопросе - кто из сильных государств будет управлять нищей, дефолтной Украиной.
В чем причина массовой истерики западных СМИ? Причина - «незаконное» вторжение России в Крым. Но дело не в незаконности. Ведь, США также вторгалась на территорию независимых государств: Ливан, Корея, Вьетнам, Панама, Ливия, Сомали, Югославия, Ирак, Афганистан, Пакистан. Но вторгаться в суверенные государства имеет «право» только геополитический лидер. То есть, Крым - это «заявка» России на лидерство, что в глазах действующего лидера есть «святотатством».
Посмотрим на основных игроков в «Украинской шахматной партии»:
1. США
ЯДЕРНОЕ государство, ПЕРВАЯ по боеспособности армия в мире.
США - страна-гегемон, геополитический лидер с 1945 года, а с 1991 года - единственный лидер на планете.
При населении 320 млн. человек (4,5 % населения планеты) потребляет 25 % всех природных ресурсов планеты и 40 % финансовых.
Государственный долг США (внешний) 17.400 млрд. долларов (125 % ВВП страны). Для примера, вся планета за год производит 72.000 млрд. дол., а Госбюджет Украины составляет - 40 млрд. долларов. Вы думаете, американцы так хорошо живут, потому что «самая передовая экономика планеты», «светоч демократии» и тому подобная ерунда?
Нет. Они живут в долг. 17,4 триллиона долларов долга, то есть, каждый гражданин США должен Китаю, России и т.п. 53 720 долларов. Если перевести такой долг для примера в Украинское население, то на 45 млн. получается 2,4 триллиона долларов. Как Вы думаете, КАКОЙ уровень жизни был бы на Украине, если бы ее экономика получила инвестиций на 2 417 млрд. долларов. Нам жмутся дать 15 миллиардов (0,6 %) от уровня инвестиций экономики США. Меньше процента!!! Вот наша цена в глазах Запада.
Почему США дают кредиты, почему доллар - необеспеченная ничем бумага, мировое платежное средство? Ответ прост. Посмотрите на эту карту. Здесь видно расположение американских военных баз в мире. В Германии (НЕЗАВИСИМОМ государстве) - 287 баз, Великобритания - 57, Италия - 89 и т.д. Знаете, как это называется? ОККУПАЦИЯ.
О каком суверенитете Германии может идти речь, если почти 300 баз иностранного государства с 1945 года находится на ее территории, а половина золотого запаса немцев хранится в США. И немцы шесть лет безуспешно просят, нет, не вернуть, ПОКАЗАТЬ, есть ли ИХ золото еще в наличии на складе.
2. Россия.
ЯДЕРНОЕ государство, ВТОРАЯ по боеспособности армия в мире.
Государственный внешний долг России составляет ВСЕГО 36 млрд. долларов (в 483 раза меньше США). Это равняется лишь 3 % от объема ВВП страны, что является одним из самых низких показателей в мире.
Сравните с 125 % ВВП США. Это значит - сколько в России заработали, столько и потратили.
На территории России нет военных баз США. Нет их и на территории Украины, Белоруссии и Казахстана.
Россия - геополитический лидер с 1945 до 1991 года. С 2014 - фактически стала новым лидером. Для реального утверждения такого состояния необходимо включить Украину в сферу своих интересов.
США имеет как кредитор из 142 млрд. долларов внешнего долга Украины 82%, Россия - 4,5%.
С ноября 2013 года реальных денег Украине дала только Россия - на 3 млрд долларов погасила кредитов по евробонам Украины (а не дала в руки Януковичу, как утверждают), и ДО СИХ ПОР поставляет газ, за который не уплачено с февраля месяца.
ЕС не дала Украине ни цента (при том, что по ТВ все время говорят - «решила дать, во-вот дадут»…..). Знаете что? Не дадут. Государству дают деньги только тогда, когда МВФ составляет кредитный рейтинг страны. А МВФ ликвидировал рейтинг Украины как дефолтный. Кто дает деньги в долг банкроту?
Кредит от России с Фонда национального благосостояния должен был быть в 15 млрд. дол. на один 2014 год без всяких дополнительных условий (плюс скидка на газ), а Запад с МВФ ОБЕЩАЕТ дать те же 15 млрд. дол. на шесть лет, но с жесткими условиями уменьшения социальной защиты (которые Яценюк выполнил - сам по ТСН отрапортовал). В тоже время ЕС ДАЛ ПОМОЩИ (НЕ ОДОЛЖИЛ В КРЕДИТ), а именно ДАЛ БЕЗВОЗМЕЗДНО Испании - 78 млрд. дол., Греции - 165 млрд., Польше - 160 млрд. Вам не кажется, что Украину Запад просто грубо использует в борьбе с Россией?
Украина - буфер западного мира для России. А буфер - это «зона хаоса», «индейская территория» (как говорят в США). Зона хаоса тянет силы с противника, есть центром дестабилизации, источником беженцев, гастрабайтеров, криминалитета и постоянной головной болью. Зоне хаоса кредитов не дают, зону хаоса держат в постоянной ненависти против того, кого она должна дестабилизировать - «мы никогда не будем братьями».
Сейчас англо-саксонский мир как никогда слаб. Он расслабился после своей блестящей победы на СССР. Он надорвался в борьбе с исламом, его изъела изнутри политкорректность. Он «истранжирился» в погоне за пустой модой, гедонизмом и культом потребления.
Он уже не может защитить свои интересы на Украине. Яценюк поехал в США за финансовой и военной помощью, а вернулся с … сухпайками.
Россия не может, не имеет права сама перед собой не воспользоваться таким уникальным шансом. И когда говорят, что Россия удовлетворится Крымом, можно посмеяться. Крым - это только начало, ребята.
Можно посмеяться, когда говорят о «комплексе Наполеона» Путина, о «злобном карлике», жаждущем развязать войну. Господа из Киева, возомнившие себя великими политиками, ведут себя так, что любому мало-мальски образованному человеку стает понятно, что о геополитике эти люди имеют крайне отдаленное представление. Кто не может понять мотивов Путина - обратитесь к его Мюнхенской речи.
Может ли установка нового мира пройти бескровно, без войны, тем более без мировой? Ответ - может. Благо последний раз так и произошло - СССР просто развалился. России сейчас достаточно просто продемонстрировать силу и решимость ее применить.
Многие сейчас вопят о нарушении каких-то «международных норм», забывая о том, что международные соглашения только закрепляют сложившийся геополитический расклад. И они де-факто, а не де-юре действуют только до момента зарождения нового мирового порядка. Иначе они не стоят той бумаги, на которой написаны.
«Добро пожаловать в реальный мир, Нео».
х/ф «Матрица».