Прошлись с Таней от ст.Лесодолгоруково через заброшку Адуляр, руины церкви в ур.Тёплое к Любятино, с выездом через ст.Чисмена.
По мотивам ПВД1Д группы VK
ГРЕКПОХОD -
Поход #21 к Катушкам Тесла и в город-призрак Адуляр. Только без заезда к Катушкам Тесла под Истрой, с ночёвкой и возвращались не тем же маршрутом.
Всего у нас вышло 16+9=25км - можно было легко пройти за 1 день налегке, если встать пораньше, а на лыжах там совсем легко и быстро должно быть. Температура по прогнозу -25-30, пошли с ночёвкой, скорее ради самой ночёвки и эксперимента, нежели из-за необходимости. До этого
ходили с ночёвкой вдоль рек Пажа и Воря при температуре -20-25 - разница всего в 5 градусов ощутима.
Все выжили, но пальцы ног ночью всё-таки подмерзали, даже не знаю, что ещё можно натянуть на ноги при -30. Можно использовать стельки самогревы на хим.реакции или с зарядкой от USB, но одноразовые самогревы стоят 150-250р за пару, и их, скорее всего, не хватит на всю ночь, что бы там не писали на упаковке, хватает их максимум на 5-6 часов, а с зарядкой от USB, вообще, неизвестно как себя поведут. Я бы всё-таки нашёл средство пассивного сохранения тепла в ногах - должно быть дешевле и надёжнее. Днём в моих ботинках Salomon Toundra нормально живётся, если надолго не останавливаться, а в зимних ЭВА-сапогах - ещё лучше!
Также особое внимание нужно уделить защите рук и лица. У меня на руках были лёгкие флисовые перчатки, а сверху поларовые варежки-перчатки - удобно для работы руками, но по теплу хватает впритык. Лицо защищал
сплавовским подшлемником "Storm" с маской на липучке, а на него ещё лёгкую флисовую шапку натянул - по теплу и удобству нормально, только борода к подшлемнику примерзала) - за этим нужно следить (или бриться, но это уже слишком). В целом, в лесу, где нет ветра, какого-то дискомфорта не ощущалось, а вот на открытых участках лучше не останавливаться - чувствуется, как продувает.
Свойства материалов при -30 изменяются, пластик при небольшом давлении трескается, ткани легко рвутся, металлы на износ не проверял, топор и дуги от палатки не пострадали. Пользоваться горелкой можно, но неэффективно, проще готовить на костре. Горелки на изобутане после -20 еле горят, при -25-30 совсем не горят, можно подогревать резьбовой баллон резаком на цанговом баллоне, а цанговый баллон, сначала разогреть под одеждой своим теплом, а потом подогревать от той же горелки - это если совсем без костра. Костёр я, кстати, разжигал резаком после согревания цангового баллона. Затем, разгорающийся костёр греет лежащий рядом резак, а резак поддаёт огня в костёр, нужно только за всем этим следить! Рванёт вряд ли, а вот пластиковые части резака может поплавить.
В общем, при -30 жить можно, главное, на ветру надолго не останавливаться.
С техникой при такой температуре тоже проблемы, обычные алкалиновые батарейки ещё как-то держатся, но хреново, а вот у li-ion аккумов совсем быстро падает вольтаж. Навигатор на 2х алкалиновых АА Energizer max работает полдня, вместо двух дней, li-ion аккума в цифровике хватает на 4-6 снимков, от вспышки дохнет сразу, аккум в обычном телефоне сдох после 1го же звонка. Можно, конечно, хранить всё в карманах рубашки, ближе к телу, но как-то неудобно каждый раз расстёгивать куртку и поларку. В итоге, телефон хранил в рубашке, навигатор во внутреннем кармане куртки, а в цифровике менял аккум после нескольких снимков, а подменный аккум в это время грелся в варежке.
Теперь по самому маршруту:
Идти лучше на лыжах или летом, тогда везде можно будет пройти без проблем. У нас некоторые дороги были под снегом по колено-пояс - проще было искать обходные пути, чем идти по таким дорогам напролом.
Мы начали от
ст.Лесодолгоруково, прошли по ЖД-путям к
памятнику ВОВ, а потом сразу к городку
Адуляр.
А ещё, в этом районе, перед городком, можно зайти на 2 объекта -
бывшие стартовые позиции ЗРК С-25 - «Беркут» +2-3км и
бывший ЗРК С-25 «Адуляр» +2-3км. Но эти 2 объекта очень похожи (если не в точности такие же) на
армейские заброшки под Наро-Фоминском -
бывший ЗРК С-25 «Беркут» и
С-300ПТ "Комунна" соответственно (всем известные
"Шары под Наро-Фоминском" находятся, как раз, между ними, но многие от шаров и других рядом стоящих зданий туда не заходят). Тем, кто был на этих объектах под Наро-Фоминском, здесь уже будет не интересно. С заходом на эти объекты весь маршрут может составить 30+/-1км.
В городке прошлись только по 1й из 2х пятиэтажек, 2я в точности такая же (и в ней тусовались и из чего-то стреляли зелёные человечки, в инете пишут, что в выхи там всегда кто-то тусуется и стреляет), ко всем остальным зданиям нужно было пробираться по сугробам - что-то влом было. От городка пришлось вернуться немного обратно, к
д.Фёдоровка, и, сделав крюк, выходить на дорогу к ур.Тёплое. Заночевали в лесу, на границе урочищ
Марьино и
Тёплое, в 500м от
руин церкви.
На следующий день прошли к руинам, а оттуда почти по прямой вышли к
остановке Любятино, откуда ходит автобус к
ст.Чисмена.
Заброска/выброска:
Надёжнее, конечно, забрасываться через
ст.Чисмена и
автобус до Любятино, но ходит этот автобус раз в 2-3 часа и почти не синхронизирован с электричками - придётся либо выезжать в 6:59 с Рижского вокзала, либо ждать автобус ~1ч, можно ещё выехать на электричке 8:58-11:08 и пересесть в Чисмене на автобус 11:12-11:24, но есть риск не успеть за 4 минуты на пересадку, если электричка опоздает! Зато выброска со ст.Лесодолгоруково уже не будет зависеть от автобуса.
Если забрасываться через ст.Лесодолгоруково, как делали мы, засветло можно успеть осмотреть все интересные объекты, а темнеет зимой в ~16:30-18:00. Но выброска будет привязана к связке автобуса
Любятино-ст.Чисмена и
электрички от ст.Чисмена. Автобус 16:44-16:59 хорошо подходит для переброски - полчаса запаса на пересадку. А вот с автобуса 18:49-19:00 можно не успеть
пересесть на электричку в 19:04, особенно, если автобус хоть немного опоздает, а следующая электричка только через час. У нас автобус опаздывал минут на 15, но повезло прямо перед ним застопить тачку (автобус перед этим прошёл мимо нас в сторону Ильинского, а оттуда, минут через 5-10, должен был ехать обратно, к ст.Чисмена), причём мужик узнав, что на электричку мы уже опоздали, довёз нас до ст.Румянцево (ему было по пути), где мы пересели на упущенную было электричку. Ждать на трассе автобус, а потом ещё час ждать электричку, если автобус опоздает, ну совсем не интересно, а зимой ещё и холодно. Такси можно вызвать только из Волоколамска - будет ехать минут 30-40, 500-600р.
Так что, если идти 1м днём, самым правильным, будет выехать с Рижского вокзала в 6:59, 20 минут на пересадку на автобус (последний вагон - выход к
надземному переходу), и в 9:40 выдвигаемся по маршруту от остановки Любятино до ст.Лесодолгоруково.
Если не охота рано вставать и хочется пройтись с ночёвкой, то лучше начать от ст.Лесодолгоруково, заночевать в районе ур.Тёплое, но рассчитать всё так, что бы выйти к остановке Любятино в 16:30!, тогда в 19:40 можно быть в Москве на Рижском вокзале. Или можно рискнуть - выехать на электричке 8:58-11:08 (последний вагон - выход к
надземному переходу) и пересесть в Чисмене на автобус 11:12-11:24 - если электричка опоздает, то придётся искать тачку
на автостоянке возле автобусной остановки.
!Расписание, со временем, может измениться!
Заметил странности в цене билетов пригородных электричек:
Я ехал от ст.Москворечье до ст.Покровское-Стрешнево, где встречался с Таней, и дальше мы брали билеты до ст.Чисмена и обратно.
ст.Москворечье-ст.Покровское-Стрешнево = 32р - туда-обратно = 64р
ст.Покровское-Стрешнево-ст.Чисмена = 184,5р - туда-обратно = 369р
всего = 433р
А если ехать
от ст.Москворечье до ст.Чисмена = 287р - туда-обратно = 574р
Разница = 141р
Причём, не важно, как далеко от Москвы ехать (разница не изменится), важно как из неё выезжать!
мелочь, а приятно)
Трек - ст.Лесодолгоруково-Адуляр-ур.Тёплое-Любятино - по клику откроется в гугломапе
Adulyar-Tyoploe-pre.gpxAdulyar-Tyoploe-pre.kmlAdulyar-Tyoploe-06-07_01_2017.gpxAdulyar-Tyoploe-06-07_01_2017.kml 01. Прошли по ЖД-путям от ст.Лесодолгоруково к
мемориальному комплексу ВОВ, дальше по пояс в снегу.
02. Выходим от памятника к дороге на Фёдоровку и заброшенный городок Адуляр, здесь уже по колено.
03. Вот здесь уже попроще - видна дорога)
04. А здесь совсем легко - дорога до д.Фёдоровка и городка Адуляр накатана.
05.
06. Почти сразу за Фёдоровкой
КПП Адуляра.
07. По накатанной дороге можно легко подойти к
5тиэтажкам и далее, к
работающей электрической подстанции (ПС) № 133 «Валуйки», но нам туда не нужно.
08. По колее прошли к 5-тиэтажкам, у которых уже стояли 2 джипа. В западной тусовались и из чего-то стреляли зелёные человечки - там слишком шумно, мы зашли в 1й подъезд восточной 5тиэтажки и поднялись на крышу. Вид с крыши западной 5тиэтажки должен быть получше, т.к. она немного ближе к центру городка.
09. Но и отсюда вид неплохой. А внутри всё давно выпилено, ободрано, разломано, только кучи мусора остались от всевозможных тусовок.
10. К другим строениям можно пройти по колено в снегу, летом должно быть просто, а сейчас, после того, что мы видели в 5тиэтажке, уже влом идти.
11. Летом (или на лыжах), что бы не терять время, можно пройти напролом от западной стороны городка на запад, к дороге в ур.Тёплое. Сейчас же, и по самому городку не так просто пройти, а идти потом ешё 300м по пояс в снегу совсем не хочется. Нужная дорога начинается от перекрёстка с главным съездом в Фёдоровку, до него всего 1км - решили вернуться. Как ни странно, от этого перекрёстка дорогой в ур.Тёплое давно никто не пользовался - решаем проверить ещё 1 отвороток, немного ближе к ЖД-путям.
12. От следующего отворотка легко прошли в западную часть Фёдоровки, а оттуда, обойдя этот жилой участок по тропе с востока, вышли на дорогу в ур.Тёплое - там незадолго до нас проехал снегоход - далее нигде проблем с дорогой не было.
По этой красивой лесной дороге вышли к ур.Марьино и на его границе с ур.Тёплое, за 500м до руин церкви, сошли с дороги в лес - там и заночевали.
Фоток со стоянки нет, там всё как обычно, да и не до этого было. На таком морозе много сил и времени уходит на самые простые операции по обустройству лагеря и готовке еды.
Ночью подмерзали пальцы на ногах, сон был не совсем комфортный, будильник не ставили, а потому из палатки выползли только в 11-12 дня.
На удобный автобус Любятино-ст.Чисмена в 16:44 уже не успевали. Можно было конечно собраться не за 2,5ч, а за 1-1,5ч, но в таких условиях это не наш вариант. Просто, нужно было ставить будильник хотя бы на 10:00!
В 14:30 вышли со стоянки, прошли 500м до руин, а оттуда в 15:00 пошли к остановке Любятино - 8км по относительно удобной дороге. Через 3 часа, в совсем расслабленном режиме, с перекурами, дошли до остановки - до автобуса по расписанию оставалось 50 минут...
13. Переходим границу урочищ Марьино и Тёплое.
14. Рядом с руинами ручей - один из притоков верховья Нудоли.
15. Руины
церкви Иконы Божией Матери Знамение в Теплом.
16.
17.
18.
19.
20.
21. Обошёл церковь со всех сторон. В лесочке возле ЮВ стороны церкви
старинное кладбище, но сейчас оно всё в снегу - заходить не стал.
22. Идём 1,3км на СЗЗ, к повороту на запад, в сторону Любятино.
23. Здесь тоже недавно проехал снегоход, но периодически встречаются завалы, налегке можно просто пригнуться или перелезть, а с полной загрузкой приходится проползать под ними на четвереньках или обходить.
24. Немного вечернего лося напоследок)
Вот и всё, дошли до остановки Любятино, там почти час ждали автобус, который ещё и опаздывал минут на 15, пытались стопить и вызвать такси.
В итоге, уехали на попутке к ст.Румянцево, за что большое спасибо всем, кто подвозит стопщиков!
_