При пришельцев и людей.

Jan 29, 2018 11:40

Как просто, оказывается, стать врагом для патриотов - нужно всего навсего с ними не согласиться.
Хотя, я ожидал большего количества негатива, так что мне еще и повезло.

Дорогие мои соотечественники! Я уже охрип вещать, что любовь к своему языку и культуре вовсе не означает обязательной ненависти к языку и культуре кого-то другого.
Даже если есть личные счеты.
Особенно, если есть общее прошлое.
А оно есть. И никуда не денешь.

И в компартию вступали. И УНР давили. И доносы писали. И в ВЧК служили. И в одних окопах лежали.
Причем, не по национальности или материнскому языку делились. По идейным соображениям. По материальным. Да, просто хотели выжить.
И все, что теперь мы пытаемся предъявить империи, делалось не пришедшими с севера монгольскими ордами (хотя что-то и ими), а нашими соотечественниками, с простыми украинскими, русскими, еврейскими, белорусскими, грузинскими, армянскими, азербайджанскими и прочими фамилиями.
Это не пришельцы пытали людей в Харьковском ЧК. Это не пришельцы организовали искусственный голод в Украине, Казахстане и Поволжье. Это не пришельцы бились с обеих сторон! Да поймите вы это!
Легче всего отгородиться от неприятного наследства и сказать - это не мы! Мы страдали от колониального гнета 300 с лишним лет!
Это, конечно, правда. Только вот не все правда.
И в культуре ровно такой же расклад.
С двух сторон - это мы.
Я вот только что прочел Вятровича на Обозе.

Вот: https://www.obozrevatel.com/s…/didu-to-nashi-chi-polyaki.htm

Ведь, здорово написано! Правда? Это же один и тот же человек, что про костлявую руку кремля через цоя и высоцкого. Ничего? Диссонанса нет?

У меня - нет. За этот мини рассказ - пожму руку. За то, что пытается отдать Кремлю то, что я считаю в том числе и нашим достижением, назову "агентом Кремля".

История нашей страны сложна и она пишется по сей день. Кровью на востоке, в том числе.
И уходить из-под влияния империи нужно. И создавать свое культурное пространство нужно.
Нужны переводы на украинский мировой классики. Нужны переводы современной литературы и поэзии.
Нужны новые украинские имена. Украинский контент. Но, по моему глубочайшему убеждению, украинский контент не означает исключительно контент украиноязычный. Если, конечно, нет желания выбросить за борт культурного процесса половину своих граждан.
Идея украинского культурного слоя очевидна и правильна, но вот исполнение вызывает вопросы. Ну, это, как всегда.

Культура не может существовать сама по себе. Это мировой процесс. Как только кто-то пытается замкнуться в идентичности, он оказывается в вакууме. Ну, назовите мне хоть одного их северо-корейских писателей? Что новенького на их культурной ниве?
Зачем исключать из культурного процесса Диму Быкова? Только потому, что Дима русский? Так Дима только писатель на русском. А так? Он гуманист, умничка, талант и даже рядом не лежал с разного рода имперской сволочью.
Чем не угодил Акунин-Чхарташвили? Его История - чудесная, умная, интересная книга! Где там имперские мотивы? Разве только в том, что Украина не показана центром мироздания! Хочу вас огорчить - так оно и есть. Не центр. Молодое государство. Да, натерпелись со всех сторон.
Изучайте историю. делайте выводы, стройте новое. Берите все лучшее!
Мы же эту империю строили! И Нефтеюганск, и Уренгой, и Магадан и ДнепроГЭС. Нам ли стесняться своего наследия?
И русский в Украине - наш язык. И украинский. И Польский, если его носитель любит Украину, строит ее, воюет за нее, творит для нее.
Давайте будем Америкой и Канадой, а не Северной Кореей и Эфиопией.
Поверьте, и в культурном контексте это будет победой, и в экономическом, и в научном.
Не делить по языковому принципу, а объединять на любви к стране.
Наше преимущество в том, чтобы применить у себя имперскую модель: взять лучшее у всех, кто готов подставить плечо стране, разделить наши заботы и тревоги, наше горе и радость. Но построить не империю, а страну свободных.
Тут нет никаких национальных, языковых, идейных препон. Чистая идея построить государство, в котором будет уютно и сытно всем.
Всем, кто хочет строить его и жить в нем. С любой национальностью, на любом языке.
Вот тут повторю вслед за Владимиром Вятровичем:

"- Діду, то наші чи поляки? - запитав хлопчик.
- То люди, малий! Люди! - відповів дід і вернувся до воза за лопатою. Копати було важко, але старий не хотів - чи навіть не міг - спинитися. Яма, що поступово збільшувалася, була для нього не лише останньою людською шаною загиблим, але й доказом того, що сам він ще досі людина".

история и современность, размышлизмы, политика, языковая проблема, Россия-Украина

Previous post Next post
Up