Romanoff and Juliet

Jul 30, 2022 15:35

Этот фильм изначально привлек меня составом съемочной группы и я хотел написать прежде всего о камео одной широко известной в узких кругах дамы, но неожиданно от его просмотра получил удовольствие, остроумная сатира времен холодной войны (фильм вышел за год до Карибского кризиса).

Сюжет забавный: от голосования крошечного государства Конкордия в ООН зависит принятие какой-то важной поправки к поправке…. Послы обеих сверхдержав начинают всячески оказывать давление на президента этой страны (П.Устинов) начиная с навязчивого предложения всяческой помощи до откровенных угроз. Но находчивый президент в поисках выхода из ситуации умышленно сводит дочь американского посла и сына русского посла, они влюбляются, и мы получаем новых Монтекки и Капулетти, правда без трагического финала:)

Мне тут сразу вспомнилась пьеса Эжена Скриба «Стакан воды», в которой лорд Болингброк говорит: «Если большое государство хочет завоевать маленькое, и этому нет никаких препятствий, то маленькое государство погибло. Но если другое большое государство захочет сделать тоже самое, то у маленького государства уже появляется шанс на спасение. Большие государства сделают всё возможное, чтобы помешать друг другу, и в этом заключается счастье для маленького государства», которая куда точнее передает содержание фильма, чем «Ромео и  Джульетта».

Это, наверное, единственный полностью авторский фильм Питера Устинова, который мне всегда нравился как актер. Картина поставлена по его пьесе, имевшей успех на Бродвее, он выступил в качестве продюсера, режиссера и исполнителя главной роли. Разумеется, нашлось тут место и его жене Сюзанн Клутье (Дездемона в версии О.Уэллса, заглавная роль у М.Карне «Жюльетта или Ключ к снам»). Аким Тамиров тоже пристроил свою жену Тамару Шэйн, которая играла и в «Ниночке», к которой тут есть прямая отсылка, на роль своей жены:) И если новые Ромео и Джульетта, скажем так, держатся на поверхности за счет своей внешности, то это искупается отличной игрой прочих актеров. Фильм смотрится очень легко, местами смешно, моментами грустно, так как не избежать параллелей с сегодняшним временем. В свое время картина даже попала в основной конкурс Берлинского кинофестиваля, но, естественно, проиграла фильму Антониони «Ночь».

Однако, вишенкой на торте, как писал выше, тут стало единственное появление на экране одной женщины, о которой я немало прочитал в этом году, когда после долго перерыва начал читать произведения Горького. У нее было несколько имен, но буду называть ее так, как она указана в титрах фильма - Мура Будберг/ Moura Budberg.
МБ несколько раз была замужем, но осталась в истории во многом благодаря своими романами с английским шпионом Робертом Локкартом, Максимом Горьким и Гербертом Уэллсом. В инете о ней есть немало инфы, приведу лишь некоторые интересные факты и высказывания, ее биографию написала лично знавшая ее Нина Берберова, эту книгу с характерным названием «Железная женщина» можно легко найти.
В  начале биографии писательница задается вопросом кем же МБ была: Матой Хари или Лу Саломе? И отвечает, что видимо и той и другой.
Кстати, Берберова писала о ней; «Она любила мужчин, не только своих трёх любовников, но вообще мужчин, и не скрывала этого, хоть и понимала, что эта правда коробит и раздражает женщин и возбуждает и смущает мужчин. Она пользовалась сексом, она искала новизны и знала, где найти её, и мужчины это знали, чувствовали это в ней и пользовались этим, влюбляясь в неё страстно и преданно. Её увлечения не были изувечены ни нравственными соображениями, ни притворным целомудрием, ни бытовыми табу. Секс шёл к ней естественно, и в сексе ей не нужно было ни учиться, ни копировать, ни притворяться. Его подделка никогда не нужна была ей, чтобы уцелеть. Она была свободна задолго до «всеобщего женского освобождения».
Все биографы Горького не могут пройти мимо их связи и называют ее самой большой любовью писателя. Она жила в его доме до 1933 года, когда уехала жить в Лондон, позднее в 1935 он позвал ее, она вернулась и была с ним до его смерти. Назад она увезла практически царский подарок от советской власти, ей передали все авторские права на зарубежные издания Горького, переводы за которые она получала до конца своих дней. Позднее она еще несколько раз бывала в СССР, в конце 50-х и 60-х годов. Все это и многое другое естественно вызвало подозрения в ее работе на советскую разведку (но были и подозрения в ее работе на британскую разведку тоже). И в фильме Устинова это неожиданно обыгрывается, когда штатный сотрудник органов в советском посольстве, шепотом говорит послу, что главный шпион тут не он, но персонаж МБ, которая играет прислугу посольства:)

В 1920 году вспыхнул ее роман с Г.Уэллсом, который тогда был здесь, и позднее возобновившийся после ее переезда в Лондон и тоже продолжавшийся до смерти писателя, оставившего ей немалую сумму денег.
Уэллс писал о ней так: «В моем убеждении, что Мура неимоверно обаятельна, нет и намека на самообман. Однако трудно определить, какие свойства составляют ее особенность. Она, безусловно, неопрятна, лоб ее изборожден тревожными морщинами, нос сломан. Она очень быстро ест, заглатывая огромные куски, пьет много водки, и у нее грубоватый, глухой голос, вероятно оттого, что она заядлая курильщица. Обычно в руках у нее видавшая виды сумка, которая редко застегнута как положено. Руки прелестной формы и часто весьма сомнительной чистоты. Однако всякий раз, как я видел ее рядом с другими женщинами, она определенно оказывалась и привлекательнее, и интереснее остальных».
Эта связь открыла ей двери в мир творческой богемы, она работала немного сценаристкой в кино и сыграла в этом фильме свою единственную, очень выразительную, роль, жаль только, что без слов.


В фильме ей 69 лет, но видно, что красавицей она не была и в лучшие свои годы. Однако взгляд у нее стальной, тут и не зная кто перед тобой поймешь, что это очень сильная духом женщина.


Она появляется несколько раз на считанные секунды на экране, вытирая пыль или принося еду на стол и лишь в финале, когда все влюбленные соединяются, мы вдруг видим ее танцующей с молодым американским разведчиком:)



cameo

Previous post Next post
Up