В выставочном зале на Профсоюзной была выставлена экспозиция из пластилина «Бородино», посвященная 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года - фрагмент Бородинского сражения в районе Семеновского оврага, где расположилась наша артиллерийская батарея. Батарею атакует французская линейная пехота - фузилеры-гренадеры и фузилеры-егеря. Их атаку поддерживает 25-ый Драгунский полк. Всю экспозицию смастерил из пластилина Николай Белозеров. Всего около 130 пластилиновых фигурок: каждая примерно по 7 см.
- Мое увлечение родом из детства, - пояснил Николай Петрович. - Родился в семье военных и был окружен военным бытом. Отец служил на Дальнем Востоке. Игрушек в то время практически не было. И когда мне на день рождения подарили коробку пластилина, я сразу нашел ему применение. С этого все и пошло. Помню, как мальчишками собирались на лестничной площадке или у кого-нибудь дома и устраивали войны с многосотенными армиями солдатиков. Лепил я их иногда прямо под партой на уроке. И даже в кинотеатре во время просмотра фильма. Когда я вырос, то стал военным. На службе не до солдатиков было. Да и сослуживцы своеобразно реагировали на мое увлечение - пластилин у всех ассоциировался с детством. А выйдя на пенсию, вернулся к давнему увлечению. Руки сами просились творить...
Ахтырский гусар.
Николаю Белозерову интересен период 1812 года, поэтому он мастерил солдатиков всех армий, воевавших тогда. Русские войска французские - практически все европейские армии, входящие в войско Наполеона. Даже есть солдатики американской армии, которой Россия оказывала военную помощь... Идея слепить представителей всех армий родилась после покупки коллекции военных энциклопедий военного костюма, где присутствуют образцы формы всех армий мира, всех времен и народов. Приходилось много читать и другой справочной литературы. А вот идея сделать фрагмент Бородинского сражения продиктована самой жизнью. Людям нужно напомнить о войне 1812 года, которая вместе с ее героями давно забыта. И это точно также может повториться спустя много лет с Великой Отечественной войной. - Пробовал лепить скульптуры людей и животных - не понравилось. Да и неинтересны они никому. Как-то во время службы, а служить довелось в ракетных войсках стратегического назначения, по просьбе командования сделал из пластилина макет местности и точные копии секретных ракет в мельчайших подробностях. Начальству все очень понравилось, кроме подлинности. Пришлось переделать ракеты, придав им обобщающий образ. Другое дело - лепить солдатиков. Через историю военного костюма могу выразить всю глубину эпохи, в которой все отталкивалось от войн. Делаю внешний вид солдатиков максимально достоверными их эпохам, вплоть до последней пуговицы и галуна. Тщательно подбираю цвет костюмам, чтобы соответствовали действительности. Каждый полк в русской армии, да и в других армиях мира имел свой цвет и отделку. Это необходимо было для упрощения управления войсками на поле боя. Например, у одного из полков французских драгун цвет отделки мундиров был аврорового цвета (нечто среднее между персиковым и оранжевым цветом). Если под рукой нет пластилина нужного цвета, приходится смешивать. Стараюсь делать не плоские фигурки, а передать им динамику. Сделать на одежде складки или загнуть лацкан, будто от случайного порыва ветра. Либо подсветить цветом фрагмент другой одежды. Тогда они оживают. Сложнее, но интереснее делать, чтобы у рыцаря снимался шлем, поднималось забрало, у кавалериста вынималась из ножен сабля. Если делаю современное оружие, то, к примеру, у миниатюрного пластилинового пистолета Макарова передергивается затвор, вынимается обойма. Но мне далеко до Левши, подковавшего блоху. Пластилин имеет определенный предел пластичности. Очень маленькие детали в руках плавятся.
Общий план фрагмента Бородинского сражения.
Во время службы в армии Николай Белозеров собрал «маленькую» коллекцию пластилина из 560 фабричных кусков. Коллекция заняла две огромные коробки от телевизора, требовавшие места для хранения. Пробовал Николай Петрович делать солдатиков из глины и металла. Но в кустарных условиях отливать фигурки, скажем, из олова трудоемко. Работа над одним солдатиком растягивается на месяц. А вот из пластилина при наличии вдохновения Николай Петрович раньше лепил фигурку минут за 40, сейчас - за 3 - 4 часа: и зрение не то, и травму рук перенес. Ко всему прочему, чтобы сделать кавалериста из олова, нужно отлить из формы еще и лошадь. Ее форма состоит из шести частей. Повторно отлить - не получается, так как при заливке алебастр деформируется. Конечно, есть более современные материалы для изготовления форм и отливок, но они более подходят для промышленного производства.
Судьба его коллекции непонятна. Дома ее хранить негде, оттого Николай Белозеров раздаривает солдатиков знакомым и друзьям. Кстати, больше полугода небольшая часть выставлялась в Городском культурном центре Пскова. Многим зрителям хотелось подержать пластилиновых солдатиков в руках, в итоге некоторые деформировались. Пришлось выставку закрыть и забрать домой, теперь армии «расквартированы» в гараже.
- Сделать постоянную выставку моей коллекции, уникальной по своей сути, отличная идея с учетом развития туристического кластера в регионе. Но для этого необходимо обеспечить ей сохранность. Я с удовольствием бы пополнял коллекцию новыми экспонатами. Конечно, в век компьютерных игр уже никто не станет играть в солдатики. Однако из опыта выставок, могу сказать, что они по-прежнему завораживают и детей, и взрослых, порождая у них массу вопросов Ответы на них - это прикосновение к отечественной истории...
http://province-pskov.ru/province/2014/213/2768