Второй рассказ в серии рассказов Маркуса Гедульда про
его опыт исцеления от ожирения и обжорства под руководством Рэя Кронайса (Ray Cronise). Он исцелился методом "зимовки", когда в теле создаются условия физиологической зимы, активируются специальные ферменты и оно охотно и легко расстается с жиром.
Диета началась с двух недель на картошке.
Хотя в прессе диету Рэя Кронайса и называют "картофельной", Рэй сказал нам с самого начала, что питаться одной картошкой - нездоровый подход к пище. Так что мы не станем сидеть на картошке слишком долго.
На любой неядовитой пище можно прожить две недели и не нанести себе никакого вреда. Можно две недели прожить, питаясь одними шоколадными конфетами M&Ms. Или ничего не есть две недели, пить только воду. Я ел только картошку.
Почему только картошка? Что ж, это могла бы быть только несоленая рисовая каша на воде или только отварная фасоль. Нашей целью было питаться чем-то сытным, но бесвкусным. Я подозреваю, что Рэй не хотел нам разрешать питаться картошкой, рисом и фасолью, потому что тогда это было бы достаточно разнообразной и интересной пищей, по сравнению с просто картошкой. Важно было, чтоб это была скучная диета. И она была скучной.
Правила
Я придерживался следующих правил в течение двух недель.
1. Я ел только картофель и пил только воду. К моему великому неудовольствию я позже узнал, что Рэй разрешает клиентам пить кофе и чай в картофельный период, только в кофе и чай ничего нельзя добавлять. Нельзя сахара или сахарозаменителя. Нельзя молока или сливок. Так что я прошел через ломку схода с кафеина совершенно зря. Либо Рэй забыл мне об этом сказать, либо я не обратил внимание. Я пил чистую воду две недели.
2. Только картофель означало только картофель. Никаких приправ! Никакой соли, масел, соусов, сыра... Голая картошка.
3. Я должен был есть целые картофелины, в том числе и кожуру.
4. Я мог готовить их любым способом: варить, запекать, готовить их на пару... Я мог есть их в виде пюре, но только если я добавил в пюре их кожицу или съел кожицу отдельно, вдобавок к пюре. Картошка без кожуры - это не целая картошка.
5. Разрешалось есть обычный картофель любого сорта и вида и/или сладкий картофель (батат, бониато, ямс).
6. Я мог есть сколько угодно картошки. Теоретически я мог есть тысячу картофелин в день. Конечно, я никогда не хотел есть так много картошки, но тут важно понять, что мне не надо было думать о количестве картофеля, сколько я его ел. Каогда я был голодным, я мог есть до насыщения, до утоления голода, да хоть до отвала, главное, чтоб я ел только картошку.
7. Я должен был тщательно жевать. Нельзя было глотать, пока каждая откушенная порция не превратится в жидкость во рту. Мне это было трудно; я обычно глотаю, не жуя.
8. После того, как две недели закончатся, я должен начать есть другую пищу, под руководством Рэя, в конце концов, переходя на чисто растительную пищу как постоянную основу моего питания. В этом постояном питании я почти никогда не буду есть картошку, потому что она не так уж и питательна. Я расскажу про период питания после картошки в отдельной статье.
9. Нам не разрешалось никому объяснять почему мы едим только картошку (худела группа из пяти клиентов, прим. перев.). Рэй сказал, что если бы друзья начали меня спрашивать почему я ем картошку, то мне следовало отшутиться: " Я ем её на спор" или " Это такая странная диета, которую я решил попробовать. Скорей всего - фигня на постном масле." И потом мне следовало быстро перевести разговор на что-то другое. Рэй знал по собственному опыту, что если бы друзья знали правду, они бы пытались нас отговорить от такой диеты.
Я думаю, что так оно и есть для большинства людей, но мои друзья все - художественные и полусумасшедшие натуры либерального толка и 90% моих друзей сами время от времени пробуют очень странные диеты. Так что большинство из них никак не волновало то, чем я питался.
Но один-два человека из моего круга подняли большой шум по поводу моего сидения на картошке. Они пытались меня отговорить, настаивая, что две недели на картошке необратимо подорвут мое здоровье, будто бы я вот-вот свалюсь мертвым у них на глазах.
Возможно они были правы, хотя я сумел прожить две недели на картоше и не умер. Интересно, с другой стороны, что те же самые друзья ничего мне не сказали в течение многих лет, когдя я обжирался у них на глазах огромными количествами пиццы и шоколада.
10. Нам не разрешалось тренироваться или вести активный образ жизни. На самом же деле, Рэй настаивал, чтобы мы прекратили заниматься физкультурой на весь период снижения веса. Это было легко, т.к. я ею и не занимался до диеты. Я мог тренироваться и заниматься физкультурой после того как достиг желанного веса. Похудение без физкультуры - самый спорный аспект метода Рэя. Я напишу об этом подробнее позже.
Почему?
У чисто картофельного начала диеты есть по крайней мере пять объяснений.
1. Картошка обновляет способность снова ощущать вкус пищи. Гораздо легче после двух недель на картошке начать есть салаты, чем переходить с пиццы и шоколада на салаты. Когда я в прошлом пробовал сидеть на вегановских диетах, салаты казались мне скучной и слишком бесвкусной пищей. Но после того, как Рэй и картошка обновили мою способность ощущать вкус еды, салаты оказались роскошными на вкус.
По этой же причине было важно есть картошку без специй и приправ. Сейчас я регулярно ем пищу, которую раньше бы щедро солил. Или не скупясь заправлял сливочным маслом. Или приправлял сахарком. Или поливал подсолнечным маслицем. Пища сама по себе казалась мне бесвкусной на языке, во рту, в уме. Сегодня, благодаря освежению моей способности испытывать всю гамму вкусовых ощущений, я воспринимаю богатство вкуса "простой" пищи. Я воспринимаю соль, которая уже там есть, в самом продукте.
Мне открылся целый мир новых восхитительных вкусов и ароматов. Сейчас фрукты мне кажутся слаще самых сладких шоколадок. И несоленый суп мне кажется супом нормальной солености.
Я бы хотел сказать, что пицца теперь мне кажется слишком масляной на вкус, а шоколадные конфеты - слишком сладкими, крендели с солью - слишком солеными, но я не могу, потому что я не ел такой пищи уже много месяцев. Я не знаю какими они мне покажутся сегодня на вкус.
2. Картошка обновляет способность есть что хочешь на людях. Очень трудно есть у всех на глазах простую растительную пищу, потому что люди начинают над тобой подшучивать и подтрунивать, они пытаются тебя отговорить, они обижаются, потому что им кажется, что ты их осуждаешь; у них лопается терпение, потому что они не знают, чем тебя кормить, что для тебя приготовить.
Все это происходит, когда ты ешь много салатов и другой вегановской пищи. Тебе достанется намного больше пинков, щелчков и затрещин, если тебя поймают за поеданием голой картошки.
Рэй хотел, чтобы мы с самого начала вошли в максимально неудобное положение в обществе и чтобы мы привыкли к нему, так что когда мы перейдем на салаты в питании, то шумиха вокруг того, что я ем, мне покажется ничтожной, я легко с ней справлюсь.
3. Картошка обновляет микрофлору кишечника. В нашем кишечнике живут миллиарды живых существ, которые расщепляют и переваривают для нас нашу пищу. Грубо говоря, после того, как я перестал есть мясо, сыр, соль, сахар, масло и все, что не являлось картошкой, микробы, питавшиеся всякой вредной едой, вымерли.
Это исцелило меня от тяги по пище, которую мне не положено было есть, потому что внутри меня больше не было соответствующих бактерий, призывающих меня срочно подкинуть им наркотика. Колония микробов в моем кишечнике сегодня оптимальна для переваривания здоровой пищи, а не стандартной американской пищи. Мои зубастики хотят овощей!
4. Картошка научила меня смыслу слова "неподдельный голод". Рэй сказал, что в один прекрасный день в течение двух недель, я буду голодным, но не захочу есть картошку, которая мне обрыдла. Я захочу съесть что-то другое.
Когда это произойдет, он попросил меня задаться вопросом: "Ты и на самом деле голоден?" Потому что, если это неподдельный голод, то я съел бы картошку. Спроси об этом любого, кто пережил настоящий голод и истощение без пищи, голод как при нищете или в концлагере.
То, что я раньше считал голодом, оказалось просто тягой по пище. Я хотел есть от скуки. Я хотел есть, потому что было время садиться ужинать. Я хотел есть, потому что друзья что-то ели у меня на глазах. Но я не испытывал неподдельного ощущения голода.
Рэй Кронайс и Джоэль Фурман определяют ощущение голода как ощущение в горле, не в животе. Так что я научился игнорировать сосание под ложечкой и оно исчезает, когда я его игнорирую.
Я раньше читал про разницу между голодом и тягой по пище, но я мне никогда не доводилось испытать эту разницу самому, в собственном чреве. Уже одно это стоило всех денег, которые я заплатил за участие в программе Рэя. Это знание на уровне тела я запомнил и пронесу его в себе всю жизнь.
5. Картошка открыла сезон физиологической зимы в моем теле. Физиологическая зима - это термин, придуманный Рэем. Он считает, что в прошлом сезонность питания была очень важна, но мы уничтожили все преимущества сезонного питания тем, что сейчас едим любую пищу, в любых количествах круглый год.
В истории человека в прошлом дела обстояли по-другому. Наши далекие предки ели много в теплое время года, но с трудом могли прокормиться в зимний период. Так что весь зимний сезон они ели меньше. В это время их тела пировали на запасах жира, отложенных весной, летом и осенью. Именно так питается большинство животных. Все животные, у которых нет доступа к продуктовым магазинам и доставке пиццы на дом.
Пока я ел картошку, мой аппетит сильно сократился (вкусное, пряное и приправленное дразнит и увеличивает аппетит) и мой древний мозг решил, что наступила зима. Вот ссылка на статью Рэя и других ученых на эту тему
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4209489/ И все это - по причине картошки!
Она везде
Рэй предложил нам во время периода простой картофельной диеты - еды, когда голодный, еды досыта, когда голодный - обращать внимание на то, как часто окружающая среда соблазняет меня что-то съесть.
Я помню как я стоял в холле нашего офиса перед дверьми лифта. Если бы вы попросили меня описать ситуацию, я бы не упомянул пищу. У дверей лифта нет пищи, не так ли?
Тем не менее, когда я повернулся налево, я увидел газетный киоск, прямо на первом этаже нашего здания - с рядами и горками шоколадок и картофельных чипсов у меня на виду. Повернувшись направо, я увидел большие окна и вид на тележки торговцев едой: фруктами, гиросом, тако, горячими бубликами и пончиками, да пышками. Сразу за ними виднелся МакДональдс и кофейня Старбакс.
Когда я посмотрел на людей, стоявших рядом со мной в ожидании лифта, я увидел все эти бублики, печенья, коржики и бутерброды в их руках и запахи атаковали меня со всех сторон.
До того, как я попал в лапы к Рэю, пройти через лабиринт еды обязательно означало, что я что-то куплю и съем. Я поступал так каждый день, неважно, был ли я голоден или нет.
В следующий раз я расскажу как прошли мои две недели на картошке. А пока всего вышесказанного достаточно, чтобы утолить ваше любопытство. Хотя конечно, оно было бы вкуснее с солюшкой и маслицем.