Mar 30, 2023 11:52
А может быть, и действительно: любое читательское прочтение - это хоть в какой-то мере фанфик? Наверно, из всех интерпретаций будет видно прежде всего, что бы мы там сделали главным, поправили или дополнили, если б могли сами взяться за дело.
Leave a comment
Reply
Что же касается книги, испещренной незнакомыми знаками (причем рельефными знаками, которые я, исследуя собственное подсознание, находил, задевал, огибал, как водолаз, измеряющий глубину), при чтении которых я не мог воспользоваться ничьим советом, само это чтение тоже представляло собой творческий акт, в котором никто не мог ни заменить меня, ни даже читать вместе со мной.
Reply
Reply
Reply
У Пруста в качестве ОП называются разные материи вплоть до "интеллектуальных теорий".
У Барта -- само имя автора есть такое ОП (типа "для понимания произведения Имярека нам необходимо знать условия его, Имярека, жизни в период создания произведения").
У Набокова я недавно просматривал лекцию о Холодном доме Диккенса -- там то же проводится (ОП -- сатира Диккенса, что-то там обличающая).
На Поэмбуке (раньше) я много дискутировал о том, что произведение всегда следует рассматривать само по себе (будто вот археолог выкопал плитку каменную со стихотворением, и без имени автора). А мне говорят -- оценивать нужно по многим произведениям и тому подобное. Вот эти "другие произведения" в данном случае -- тоже ОП. Но позже я свернул "все эти дискуссии" -- утомительно раз за разом одно и то же говорить и одно и то же слушать (от тех же авторов).
Reply
Reply
* * *
На первый взгляд может показаться, что «Холодный дом» - сатира. Давайте разберемся. Когда сатира не имеет большой эстетической ценности, она не достигает цели, как бы эта цель того ни заслуживала. С другой стороны, когда сатира пронизана художественным талантом, ее цель не имеет большого значения и со временем угасает, между тем как сверкающая сатира остается произведением искусства. Стоит ли в таком случае вообще говорить о сатире?
nabokov-lit ru/nabokov/kritika-nabokova/lekcii-po-zarubezhnoj-literature/holodnyj-dom htm
Reply
Типично набоковская мысль, аж от сердца отлегло. Он смотрит не на всякие общественно-полезные заботы, не на то, чем писатель способствовал благу общества, например ("обличал", "бичевал" и прочее, о чем Набоков без издевательств никогда говорить не мог), - а только на то, как художник изобразил нечто (пусть хотя бы и то, что ненавидит), талантливо или уныло-прогрессивно. В первом случае непосредственный предмет "сатиры", острота его переживания либо совсем уходит из сферы читательского интереса, либо теряет остроту, а произведение художника своего блеска и великолепия не теряет. Хотя, возможно, там несколько другая мысль, но мне здесь видится так: дело не в том, что это сатира, а только в том, что она хороша.
Reply
Reply
Leave a comment