(Untitled)

Mar 30, 2023 11:52

А может быть, и действительно: любое читательское прочтение - это хоть в какой-то мере фанфик? Наверно, из всех интерпретаций будет видно прежде всего, что бы мы там сделали главным, поправили или дополнили, если б могли сами взяться за дело.

Leave a comment

sergecpp April 11 2023, 14:20:33 UTC
А вы читали у Эйхенбаума "Как сделана "Шинель" Гоголя? Тоже стоит прочесть.
===

Я не помню (если и читал, то забыл).

А вот "Критику способности суждения" Канта я читал (и часто цитирую по случаю) -- там показано, что все эти "как сделано" -- ... Т.к. я на телефоне, то цитировать не выйдет. Наверняка, вы знакомы с этой работой. Перечесть -- стоит, считаю.

В частности, идеи Канта (скорее, свои идеи, но они очень созвучны) есть у Пруста в седьмом томе "Времени", где (примерно посередине) излагается многостраничная концепция художественного творчества.

Вот, копирую (частично) мой комментарий из другого ЖЖ:

Если заглянуть "раньше времени" в седьмую часть (Обретённое время), то примерно в середине можно обнаружить подробно и с отступлениями изложенную концепцию художественного творчества (вообще). Есть два известных мне перевода (может и ещё есть), они в некоторой степени дополняют друг друга и, читая оба, легче понять высказанное Прустом. Кое в чём ключевом изложенная Прустом концепция схожа с некоторыми мыслями Канта, изложенными им в "Критике способности суждения" (читается заметно легче "Чистого разума"), например, с параграфом 16 (Суждение вкуса, в котором предмет признаётся прекрасным при условии определенного понятия, не есть чистое суждение вкуса).

Вот фраза-начало (по переводу Аллы Смирновой от 2000 года, сделанному по новому изданию Gallimard от 1989 года), это примерно в середине книги, страница 196 русскоязычного издания 2001 года: "Впрочем, размышляя обо всех этих всплесках памяти, я догадался в какой-то момент..." И - до страницы 227 ("Но в группе идей существует множество семейств, и иные из них сами по себе являются счастьем.") и ещё немного дальше.

* * *

По сути, "Смерть автора" Барта -- пересказ "своими словами" того самого параграфа 16 Канта.

Reply

bird_of_feather April 11 2023, 14:32:13 UTC
На такой текст нужен настрой. Отчасти это знакомые материи, читано о Прусте у одного философа. Почему-то не тема творчества запомнилась оттуда, в узком чтобы смысле. Зато вот это показалось прямо в тему недавним разговорам:

Что же касается книги, испещренной незнакомыми знаками (причем рельефными знаками, которые я, исследуя собственное подсознание, находил, задевал, огибал, как водолаз, измеряющий глубину), при чтении которых я не мог воспользоваться ничьим советом, само это чтение тоже представляло собой творческий акт, в котором никто не мог ни заменить меня, ни даже читать вместе со мной.

Reply

bird_of_feather April 11 2023, 14:33:14 UTC
Канта попозже посмотрю, а то Пруст и Кант подряд сложновато будет:)

Reply

bird_of_feather April 11 2023, 16:25:06 UTC
Этот параграф Канта вроде бы о другом, об иных различиях. К теме художественного творчества (не самого этого состояния одаренности, готовности и способности видеть и понимать - о чем, кажется, речь идет у Пруста, а именно о "технике", о ремесле, о "стилистике") это, мне показалось, не очень близко. Ну или это только тем, кто сам это пробовал делать, внятно и по-особому значительно. А у меня есть только опыт взаимодействия с чужими готовыми текстами, а там уже завершенный результат, вроде бы это другое совсем.

Reply

sergecpp April 11 2023, 16:45:36 UTC
Это "определённое понятие" (ОП) у Канта -- нечто дополнительное, внешнее к тексту.

У Пруста в качестве ОП называются разные материи вплоть до "интеллектуальных теорий".

У Барта -- само имя автора есть такое ОП (типа "для понимания произведения Имярека нам необходимо знать условия его, Имярека, жизни в период создания произведения").

У Набокова я недавно просматривал лекцию о Холодном доме Диккенса -- там то же проводится (ОП -- сатира Диккенса, что-то там обличающая).

На Поэмбуке (раньше) я много дискутировал о том, что произведение всегда следует рассматривать само по себе (будто вот археолог выкопал плитку каменную со стихотворением, и без имени автора). А мне говорят -- оценивать нужно по многим произведениям и тому подобное. Вот эти "другие произведения" в данном случае -- тоже ОП. Но позже я свернул "все эти дискуссии" -- утомительно раз за разом одно и то же говорить и одно и то же слушать (от тех же авторов).

Reply

bird_of_feather April 11 2023, 17:37:15 UTC
Набоков говорит, что у Диккенса обличающая сатира? В положительно-утвердительном смысле, без насмешек? Или он не любил Диккенса? :)

Reply

sergecpp April 11 2023, 17:45:13 UTC
Он многословен и "прячется за словами", но смысл улавливается, несм. на оговорки.

* * *

На первый взгляд может показаться, что «Холодный дом» - сатира. Давайте разберемся. Когда сатира не имеет большой эстетической ценности, она не достигает цели, как бы эта цель того ни заслуживала. С другой стороны, когда сатира пронизана художественным талантом, ее цель не имеет большого значения и со временем угасает, между тем как сверкающая сатира остается произведением искусства. Стоит ли в таком случае вообще говорить о сатире?

nabokov-lit ru/nabokov/kritika-nabokova/lekcii-po-zarubezhnoj-literature/holodnyj-dom htm

Reply

bird_of_feather April 11 2023, 18:14:40 UTC
Да почему же прячется, вот уж не стал бы никогда, не родился еще в его время тот, от кого бы он прятаться стал :)

Типично набоковская мысль, аж от сердца отлегло. Он смотрит не на всякие общественно-полезные заботы, не на то, чем писатель способствовал благу общества, например ("обличал", "бичевал" и прочее, о чем Набоков без издевательств никогда говорить не мог), - а только на то, как художник изобразил нечто (пусть хотя бы и то, что ненавидит), талантливо или уныло-прогрессивно. В первом случае непосредственный предмет "сатиры", острота его переживания либо совсем уходит из сферы читательского интереса, либо теряет остроту, а произведение художника своего блеска и великолепия не теряет. Хотя, возможно, там несколько другая мысль, но мне здесь видится так: дело не в том, что это сатира, а только в том, что она хороша.

Reply

sergecpp April 11 2023, 18:22:53 UTC
Да. И "её цель не имеет большого значения и со временем угасает". Вот эта "её цель" и есть ОП (определённое понятие) Канта -- если, мол, настоящее восприятие романа возможно только при условии учёта этой "её цели"... И т.д.

Reply


Leave a comment

Up