Mar 23, 2011 19:21
В России науку не может возродить ни вливания в нее огромных денег, ни увеличение зарплаты ученых (я не повторился), ни возвращение уехавших ученых, ни привлечение бизнеса к научным разработка - это все частности, которые по отдельности ничего не изменят. Но все перечисленное в совокупности придет в науку, только если появится глобальная идея, сопоставимая по мощи с такими идеями прошлого науки, как: идея полета в космос, идея овладения энергией атома, идея глобальной информационной сети. Но эта идея обязательно должна быть оригинальной и вызреть в умах российских ученых, а не быть импортирована с Запада или Востока, в противном случае мы снова выступим в роли перенимающих и отстающих. И еще. Самое главное. Эта идея должна выходить за рамки науки, она должна вливаться в сферы религии и искусства. Именно вливаться, а не вторгаться, т.е. не должна вступать с ними в конфликт и противоречия. Только тогда она сможет быть действительно всеохватывающей и глубинной одновременно. Только тогда она завладеет людскими душами, зажжет в них новый огонь. Огонь творчества.
Но где может родиться эта новая идея? Не на Западе. На Западе очень развиты и сильны системы и механизмы, которые управляют жизнью. Они работают как практически совершенные машины, обеспечивающие всю жизнь Запада. Это величайшее преимущество Запада, т.к. жизнь там не зависит от конкретных людей, событий и случаев - системы вытащат его из любой ситуации. Но это же и недостаток Запада. По двум причинам. С одной стороны, если существуют системные ошибки, которые ведут к разрушению этих механизмов, то предотвратить это разрушение можно будет только путем глобального изменения сознания и создания новой системы. С другой стороны любой, даже очень талантливый человек может творить на Западе только в рамках системы. И практически все люди добровольно встраиваются в рамки системы и творят с целью ее дальнейшего развития и расширения. Те же, кто выходят за рамки системы, даже если они семи пядей во лбу отвергаются системой и становятся как бы вне закона.
Но идея не может родиться также и на Востоке. Системы на Востоке работают плохо. Но менталитет восточного человека таков, что он привык подчиняться той системе, которая есть, той, которой он подчинялся и много лет назад. Даже, если в ней есть множество недостатков. Однако, опыт Японии, Китая и Индии показал, что Восток может импортировать системы с Запада и начать встраиваться в них. Однако, привычка подчиняться системе, а не совершенствовать ее, не позволяет восточным людям творить что-то принципиально новое в рамках заимствованных систем. Поэтому, заимствовав системы в Запада и встраиваясь в них, Восток все равно обречен на отставание от Запада. Исламский мир демонстрирует еще большее отставание по причине крайней подчиненности своей несовершенной системе, отвергая при этом системы Запада.
Не может возникнуть идея и на периферии или провинциях мира. Просто по причине отсутствия или недостатка интеллектуальных ресурсов. Или из-за излишней «экзотичности» того информационного окружения рожденной идеи, которое заслонит или отринет саму идею от остального мира. Чтобы захватить мир идея должна быть универсальна и понятна для всех людей, и для Востока, и для Запада, и для Провинции, и для Пограничья.
Какая цивилизация является одновременно частью Востока и Запада и при этом обладает своей индивидуальностью? В каком мире имеется великое смешение людей и их идей? Где достаточно людских и интеллектуальных ресурсов? Где люди привыкли выходить за рамки системы? Все это в России. Именно в России система функционировала настолько плохо, что люди научились жить за ее пределами, научились жить, нарушая ее границы. А значит они могут выйти и за пределы любых других систем. Поэтому идея может родиться только здесь.