С лингвистической точки зрения язык это система знаков, а речь это способ сообщения, может быть невербальной. Как, например, младенец доносит криками и мимикой до матери свои желания. Равно и животные обращаются к человеку и друг другу. Это речь. Сказано: Всякое дыхание да хвалит Господа. Не словами.
Афанасий Великий: «Неразумные и бессловесные животные видят и познают только то, что находится перед их глазами, а также без всякого рассуждения и разбора накидываются на то, что привлекает к себе их чувства».
Св. Иустин Философ: «Что касается душ животных, то они, не имея способности мыслить, вовсе не могут видеть Бога».
Сим обращением ко всему царепророк побуждает к хвалению и благодарению Бога весь род и всяк возраст человеческий. Ибо дыханием называет душу, а душою выражает целого человека, как частью целое сложное. Итак, Давид призывает верующих в настоящей жизни к хвалению Бога, а в будущее воскресение призывает и неверных к хвалению и прославлению Бога: потому что тогда все и верные и неверные приклонят колено пред Богом и будут хвалить Его.
Призвав жителей небесных, пробудив народ, приведши в движение все музыкальные орудия, пророк наконец простирает речь ко всей природе, приглашая к песнопению всякий возраст, старцев, мужей, юношей, отроков, жен, вообще всех жителей вселенной, и таким образом наперед рассеивает семена нового завета для людей, распространенных по всей земле.
Один брат непрестанно повторял молитву и однажды его посетила Благодать Святого Духа; раньше он тоже ощущал благодать, но, скажем, не так явно. После долгого призывания вслух имени Христова его душевные и телесные очи просветились так, что он увидел мир вокруг себя совсем по-другому. Как? Этого он объяснить не мог. Но словно теперь всё, что он видел и слышал вокруг себя, стало чужое и принадлежало другому, сверхъестественному миру. Щебетание птиц, цветы, аромат деревьев, солнце, дневной свет - всё прославляло Бога! Он был словно в Раю. Произошло откровение, явилось таинство, обычно сокрытое от нас, не имеющих духовного зрения. «Всякое дыхание да хвалит Господа!»325 Царство животных и растений проповедовало славу, великолепие, величие и красоту Божии! Брат наш замер в изумлении и не мог говорить. Из глаз его лились слёзы; он плакал не о грехах, а от радости и умиления, видя красоту Божественную. Как вместить сердцу такое откровение Божественной красоты
( ... )
Это о том, что всё открывается человеку в ином свете, когда он достиг чистоты. Да, конечно, прославляет, только не в собственном смысле, потому что молитвенно прославлять Бога могут только человек и ангелы. Богословие остается богословием, кстати, основанным на Священном Писании.
==а речь это способ сообщения, может быть невербальной.==
Здесь у Вас терминологическая неточность, кмк. Речь не может быть невербальной. Даже в сурдопереводе это всё равно вербальная человеческая речь, а не только непосредственные сигналы, доступные животным. Даже в сурдопереводе мы видим вот эти три отличительные особенности человеческой речи, о которых говорит Джон Серл.
Слово -- это понятие, абстракция, обобщение, наименование класса предметов и явлений.
Животное общается сигналами. Что такое сигнал? Это указатель на то, что находится в непосредственной близости от источника сигнала, в поле его зрения. Животное лишь привлекает внимание другого животного или даже человека к тому, что присутствует в данный момент (опасность, побуждение, эмоция и пр.): то есть это принципиально лишь сигнал, а не слово. Животное не словесно: оно не может формировать слова, являющиеся выражениями абстрактных идей.
Слово -- это то, что вложено в человека Творцом при сотворении как одна из сторон Его образа. Животные лишены его.
Это вопрос терминологии. Никакой проблемы здесь вообще нет (тем более беды, как Вы пишете). Это обычная нестыковка, которая случается во всякой области знания.
Reply
Reply
Профессор путает язык и речь.
Reply
Reply
Св. Иустин Философ: «Что касается душ животных, то они, не имея способности мыслить, вовсе не могут видеть Бога».
Reply
Всякое дыхание да хвалит Господа
Сим обращением ко всему царепророк побуждает к хвалению и благодарению Бога весь род и всяк возраст человеческий. Ибо дыханием называет душу, а душою выражает целого человека, как частью целое сложное. Итак, Давид призывает верующих в настоящей жизни к хвалению Бога, а в будущее воскресение призывает и неверных к хвалению и прославлению Бога: потому что тогда все и верные и неверные приклонят колено пред Богом и будут хвалить Его.
Reply
«Всякое дыхание да хвалит Господа».
Призвав жителей небесных, пробудив народ, приведши в движение все музыкальные орудия, пророк наконец простирает речь ко всей природе, приглашая к песнопению всякий возраст, старцев, мужей, юношей, отроков, жен, вообще всех жителей вселенной, и таким образом наперед рассеивает семена нового завета для людей, распространенных по всей земле.
Подчеркивание моё.
Reply
Reply
Reply
Здесь у Вас терминологическая неточность, кмк. Речь не может быть невербальной. Даже в сурдопереводе это всё равно вербальная человеческая речь, а не только непосредственные сигналы, доступные животным. Даже в сурдопереводе мы видим вот эти три отличительные особенности человеческой речи, о которых говорит Джон Серл.
Слово -- это понятие, абстракция, обобщение, наименование класса предметов и явлений.
Животное общается сигналами. Что такое сигнал? Это указатель на то, что находится в непосредственной близости от источника сигнала, в поле его зрения. Животное лишь привлекает внимание другого животного или даже человека к тому, что присутствует в данный момент (опасность, побуждение, эмоция и пр.): то есть это принципиально лишь сигнал, а не слово. Животное не словесно: оно не может формировать слова, являющиеся выражениями абстрактных идей.
Слово -- это то, что вложено в человека Творцом при сотворении как одна из сторон Его образа. Животные лишены его.
Reply
Reply
Я это понимаю.
Это вопрос терминологии. Никакой проблемы здесь вообще нет (тем более беды, как Вы пишете). Это обычная нестыковка, которая случается во всякой области знания.
Reply
В сущности профессор пережевывает Павлова. Но не до конца.
Я сейчас даже загордилась нашими учеными, слушайте, правда!
Reply
Leave a comment